ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Цель данной образовательной технологии – РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, НЕОБХОДИМЫХ НЕ ТОЛЬКО В УЧЕБЕ, НО И В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ
Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКА (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем – ПРЕДСТАВИТЬ ЕМУ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА и, наконец, помочь ему ОБОБЩИТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
«Критическое мышление» (альтернатива – «догматическое») можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.
Технологическим «ноу-хау» технологии развития критического мышления является трехфазовая структура урока: «вызов, осмысление, рефлексия»
I стадия (фаза) – вызоваНа ней ставится задача не только заинтересовать учащегося, активизировать его деятельность и мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
II стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла)На этой стадии идет непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т.д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, «нанизывание» «нового» знания на «старое», сопоставление того, что было.
III стадия (фаза) - рефлексия (размышление)На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Она характеризуется следующими основными задачами:-целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; -выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);-анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока;-анализ образовательного процесса в целом.