Постоянно-действующий семинар Использованиетехнологии критическогомышления в учебном процессеЗам. директора по научно-методической работе О.В.Безверхая
Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
Цель проведения семинара повышение педагогического мастерства через использование технологии критического мышления, обобщение передового опыта.Задачи проведения семинара:Познакомить с особенностями технологии критического мышления;Представить стратегии, используемые в технологии критического мышления
План проведения семинара 1. Вызов Цели: самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме.Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой через работу в группах.2. Фаза реализации смысла (или осмысления). Представление опыта педагогов по использованию технологии критического мышления: Асатурян Е.В. (математика), Вовенко Л.Г. (география).3. Третья фаза – фаза рефлексии
О чем это мы?... Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. …
П.Ф.Каптерев (1849 – 1922) «… создавать у ребенка такое мышление, посредство которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания» Стройность и цельность рассуждений, критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательность, готовность к самостоятельной работе.»
Что формируем?… критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Три этапа базовой модели развития критического мышления ВызовОсмыслениеРефлексия
Вызов УЧИТЕЛЬПровоцирует ученикаЗадает вопросыСоздает ситуацию актуализации опыта ученикаФормирует мотивацию ученика УЧЕНИКОтвечает на провокациюВспоминает все, что знает по данной темеФормулирует первые гипотезыОпределяется в своих мотивах и целях
Осмысление УЧИТЕЛЬПредлагает опорный текст по темеОрганизует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссииУправляет групповой динамикойПоддерживает мотивацию и целиУчит работать сообща УЧЕНИКВключается в процессы чтения, обсуждения, дискуссииУчаствует в групповом взаимодействииПодкрепляет и делает коррекцию своих целейСлушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информацииУчится работать сообща
Рефлексия УЧИТЕЛЬУправляет подведением итоговСтавит новые вопросы и задачи на будущееОценивает деятельность ученика УЧЕНИКСуммирует в групповой работе весь изученный материалЗадает вопросы на будущееДелает самооценку своей деятельности
Основные методические приемы развития критического мышления
Сравнение признаков обыденного и критического мышления
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «» – уже зналS – system системная разметка «+» – новоеE – effective для эффективного «–» – думал иначеR - reading & чтения и «?» – есть вопросыT – thinking размышления
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (2)
Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде гроздиВажно в тексте, с которым работаешь:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Графические организаторы: «Кластеры» (2)
Пример
Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблемеОбмен информацией в парах или группахГруппы по кругу называют сведения, фактыУчитель записывает все на доскеСвязывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации
Мозговой штурм Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Лекция с остановками Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповой или индивидуальное задание
Перепутанные логические цепочки На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок.Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».
Зигзаг (пила) Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментовВсе ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе)Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группыКаждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают)Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материалаГруппа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.
Ключевые слова Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доскуУченики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контекстеПри работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка
Таблицы: «Знаю – Узнал - Хочу узнать – (ЗУХ)»
Синквей Пишем синквей (от англ. «путь мысли»)Правила написания синквейя:Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Синквейны КаникулыДолгожданные, но недолгие.Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.Ну почему хорошее так быстротечно!Мгновение.
Синквейны Учитель.Суетливый, крикливый.Объясняет, объясняет и ждет.Когда окончится эта пытка?Бедолага!
Синквейны Учитель – Жестокий и грубый.Унизить готов, наорать.Мне холодно. Сомкнуты губы.Бежать?
Синквейн о подготовке и проведении тренинга ТренингИспытывающий, вдохновляющийОрганизует, направляет, развиваетРасширяет горизонты профессиональной деятельностиПолет мысли!
Рефлексия Я узнала …Буду использовать …Хотела бы узнать..