Ян Амос Коменский (1592-1670)
Жизнь и творческий путь педагога 28 март 1592 – в городке Нивница родился Ян Амос Коменский 1608 – становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове 1611 – проходит обряд протестантского крещения, берет второе имя – Амос 1613 – поступает на богословский факультет Герборнского университета 1614-1618 – управляющий Советом братской Общины в Пшерове и учитель- проповедник в Фульнеке 1628 – ректор национальной школы в г. Лешно 1641 – путешествие в Англию 1642 – переезжает в Гаагу, а затем в Лейден 1642-1648 – работа в Швейцарии по реформированию школы 1650 – получает предложение осуществить реформу школ в Верхней Венгрии 1651-1654 – преподавание в городе Шарош-Патак 1956-1958 – жизнь и деятельность в Амстердаме 15 ноября 1670 – Яна Амоса Коменского не стало
Труды Коменского 1618 - начинает первый труд «Письма к небу» 1622-1627 – произведения «Скорбный» и «Лабиринт света» 1928 – начинает труд «Великая дидактика» 1633 – «Материнская школа» 1928-1941 – трактаты «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии» (всеобщей мудрости) 1641 – «Путь света» 1652 – пособие «Мир чувственных вещей в картинках» 1653 – песенно-драматический сборник «Школа-игра» 1658 – «Всеобщая мудрость» 1668 – «Единственное необходимое» 1669 – «Продолжение братского завета»
Участие Коменского в борьбе чешского народа за свободу и независимость Коменский являлся вождем общины «Чешские братья», которая выступала против немецкого дворянства и католической церкви, угнетавших чешский народ. Коменский выступал за всеобщее сохранение мира, установление международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни. Коменский написал 7-ми томный труд «Общий совет об исправлении дел человеческих», в котором наметил гуманную и демократическую программу «всестороннего исправления всех и во всем». Поддерживал широкие мировые связи, работал в Англии над созданием «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе о обществе, которые были бы доступны всем людям.
Мировоззрение Коменского Коменский был публицистом, проповедником, политиком, педагогом. Коменский сформулировал 3 основных принципа своей деятельности: «Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий. Второе - необходимость вывести из необъятных масштабов науки определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти к общей гармонии, которая, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, явленной в Священном писании». По мнению Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Коменский считает, что человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. Утверждал, что разум – «tabula rusa» (чистая доска). Выдвигал идею – «всех учить всему» Воспитание рассматривал как наиболее важный способ подготовки человека к деятельности, практической жизни, к познанию реального мира.
Коменский – основоположник дидактики Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Коменского строил свою теорию познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости. Первая из них - теория. На второй ступени - практика. Завершение триады деятельности – применение. Сформулировал «Золотое правило дидактики», которое требует, чтобы процесс обучения начинался наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь потом слово». Коменский считает, что школы должны учить: 1) теории, 2) практике и 3) употреблению всех хороших и полезных вещей. Коменский выступает против косности в школе, зубрежки и равнодушия учеников. Он отдавал предпочтение наглядности, объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли. Настаивал на сознательном учении, систематичности, последовательности и посильности обучения, требовал прочности усвоения учебного материала. Педагог пытался связать теоретическое и практическое познание.
Выделил 3 причины трудности научных занятий: первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода. Стремился развивать познавательные способности учащихся.
Значение педагогической теории Каменского Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Учебные произведения Коменского являлись лучшими учебными произведениями для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцом для разработки учебников другими педагогами. Коменский выдвинул глубокие идеи принципов и правил организации учебной работы. Рекомендации Коменского в основных чертах применяются в школах различных стран. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.