Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» Александр Владимирович Леонтовичк. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества, научный руководитель Лицея № 1553 «Лицей на Донской»
Способы организации учебной деятельности
Основные аспекты проектного метода
Типовые этапы проектирования Концептуализация (подбор области проектирования, выделение проблемы)Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач)Ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей)Планирование (создание поэтапного плана реализации проекта)РеализацияРефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов)
Обучение учителей методу проектов средствами информационных технологий Навыки пользования компьютером и техника применения информационных технологийТехника и методика постановки и реализации индивидуальных творческих задач учащихся
Содержательное наполнение метода проектов Метод проектовОсвоение техники построения деятельности методом проектовРеализация содержания образования с использованием метода проектовФормальные навыки выделения проблемы, формулировки целей и задач, реализации проектного циклаВосприятие культурных норм, ценностей и традиций через реализацию учебных задач
Основные различения проектирования и исследования в образовании
Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования
Главные отличия исследовательской и проектной деятельности учащихся Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода как средства организации деятельностиШирокое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки
Уровни проектирования в школе
Практическое занятие по типологии творческих работ учащихся
Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом
Основные аспекты проектирования учебного исследования
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):Изучение теоретического материалаВыделение проблемы, постановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыОсвоение методики исследованияСбор собственного экспериментального материалаОбработка материалаОбобщение, анализ, выводыПредставление исследовательской работы
Развитие авторской позиции юного исследователя
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность
Слагаемые профессиональности руководителя детского исследования Культурно-профессиональ-ная традицияРуководитель детского исследованияПедагогические навыки
Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?
Формы организации исследовательской деятельности учащихсяЭлементы исследования в рамках учебных предметовПредметы в рамках базисного компонентаЭлективные курсы – школьный компонентГруппы дополнительного образованияЭкскурсияИнтегрированная программа общего и дополнительного образованияПоход или экспедицияКонференция или конкурсКлуб или молодежное объединение
Особенности реализации исследовательской деятельности в зависимости от формы обучения
Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности
Практическое занятие по использованию материалов семинара в модуле 2 программы по теме «Самостоятельная деятельность учащихся в проекте» (формулировка темы исследовательской работы)
Этапы формулировки темы исследовательской работы Выбор области исследованийОпределение исследовательской цели работыВыбор объекта и привязка к нему поставленной целиОпределение предмета исследованияФормулировка гипотезыКонкретизация задач исследованияФормулировка темы работы
Включение материала тренинга в УТП программы «Обучение для будущего» Модуль 1. Проектная методика – педагогическая технология нового образования. Модуль 1. Занятие 2. Разработка учебного проекта. Модуль 2. Самостоятельная деятельность учащихся в проекте.Модуль 3. Практические занятия. Создание мультимедийной презентации учащегося. Модуль 9. Организация проведения учебного проекта в школе.
Принципы распространения проектно-исследовательской технологии в образовательной системе
Структура системы развития исследовательской деятельности учащихся
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности учащихсяwww. researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы. www. vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей. www. Issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www. konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.www. subscribe.dnttm.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
Благодарю за внимание!