Педагогический советИнтеграция опыта построения воспитательных систем классов Март 2009
Воспитательная системагосударственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №512
Цель: формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на основах равноправия и толерантности, знающей и утверждающей права и свободы Человека, способной к нормальному функционированию в обществе.
Задачи: формировать эмоционально положительноеотношение к себе и людям;привлекать к социально - значимой деятельности;воспитывать у обучающихся потребность понимания здорового образа жизни;диагностировать среду жизнедеятельности подростка;выявлять детей «зоны риска» по школьной и социальной дезадаптации;оказывать помощь подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;оказывать конкретную поддержку нуждающимся;включать родителей в разнообразные формы деятельности школы.
Принципы функционирования воспитательной системы: Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности. Принцип социальной адекватности. Осознание социальной защиты и поддержки взрослых, готовность к социальной самозащите. Принцип учета возрастных и особенностей обучающихсяПринцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.Принцип дифференциации. Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.Принцип культуросообразности. Формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития
Ключевыми понятиямимоделирования воспитательной системы являются: культура - система ценностей, совокупность наилучших образцов человеческой деятельности;личность - социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность;духовное развитие, осмысление своего предназначения в жизни;профессиональная направленность - становление и осознание ответственности перед настоящим и будущим своей жизнедеятельности, нравственному совершенствованию;гуманизм - система взглядов, утверждающая высокое общественное признание человека как личность, право на свободу, счастье, развитие всех своих способностей;толерантность - уважительное, терпимое отношение к людям других верований и национальностей.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции: развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Ведущие технологии: коллективная творческая деятельность;социально-психологическая реабилитация;овладение способами социальной самозащты;социальное проектирование;профориентационное и профессиональное самоопределение и т.д.технология работы с проблемными детьми;технология семейного воспитания;здоровьесберегающие технологии;технология формирование навыков трудовой и профориентационной деятельности.
Я – ВЫПУСКНИКСоциально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.Я – СЕМЬЯНИНОтветственный за себя и других, следующий этикету Супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности. Я – ПРОФЕССИОНАЛПрофессионал – способный осознавать значение профессии и её местов системе общественного разделения труда Я -ГРАЖДАНИН РОССИИПатриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества.Я-СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬОбладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом. Я -ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИНоситель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬИнтеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ 512
Программа духовно-нравственного воспитания «Мир вокруг нас»
Название проектаЦели:Задачи:Участники:Ожидаемый результат: