Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем. Передовой опыт педагогической и управленческой деятельности.
Передовой педагогический опыт Это - новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.
Передовой педагогический опыт Это оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания (К.Ю. Белая)
Критерии передового педагогического опыта высокая результативность; научная обоснованность; творческая новизна; актуальность; сокращение затрат времени на достижение высоких результатов. (К. Ю. Белая)
Система работы с передовым педагогическим опытом Выявление – изучение – обобщение – внедрение – распространение
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ИЗУЧЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА (ППО) - Социальный заказ на образование;- концепцию ОУ;- сущность и технологию проблемного анализа.- Определения понятий «передовой педагогический опыт», «выявление передового педагогического опыта», «изучение передового педагогического опыта», «обобщение передового педагогического опыта», «описание передового педагогического опыта», «диссеминация передового педагогического опыта»;- виды передового педагогического опыта;- критерии ценного опыта;- алгоритмы, формы, методы выявления, изучения, обобщения передового педагогического опыта;- структуру описания педагогического опыта;- модели эффективного распространения инновационного педагогического опыта.- Проводить проблемный анализ, применяя знания педагогики и основ психологии;- проводить диагностику;- выделять основные проблемы ОУ, направления передового педагогического опыта, значимые квалификационные качества педагогов;- мотивировать педагогов на профессиональное развитие.- Применять знания о передовом педагогическом опыте;- выстраивать алгоритмы и управлять деятельностью по выявлению, изучению, обобщению, описанию, диссеминации педагогического опыта;- работать с информацией, информационными картами инновационного опыта;- обобщать свою работу в виде публичных отчетов, выступлений, статей.
Виды педагогического опыта Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем.Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления:- использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности;- использование уже известных форм и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности;- использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным. Передовой опыт – мастерство.
Алгоритм выявления передового педагогического опыта Проведение проблемного анализа деятельности ДОУ.Выявление актуальных проблем образовательного процесса ДОУ.Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы.Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.
Выписка из годового плана за 2008-2009 учебный год
Алгоритм изучения передового педагогического опыта Определить совместно с педагогом тему.Ознакомиться со специальной литературой, нормативно-правовой базой, состоянием практики работы ДОУ, города и других регионов по избранной теме.Разработать совместно с педагогом, автором опыта, программу или план изучения опыта.Проанализировать совместно с педагогом, автором опыта, практическую деятельность, документацию, методические разработки и т.д.Проведение мониторинга результатов изучаемого опыта.Оформление итогового документа: справку, выводы, рекомендации.Рассмотрение результатов передового педагогического опыта на заседании методического или педагогического совета.
План изучения передового педагогического опыта2010 - 2011 учебный год
Методы работы Наблюдение Беседа (с педагогами, детьми, родителями)Анкетирование (педагогов, родителей)Тестирование (педагогов)Изучение результатов деятельности Изучение продуктов деятельностиЭксперимент Обработка фактического материала
Формы обобщения педагогического опыта Доклад, статья, отчет; Открытый показ;Рассказ;Описание; методические разработки и др.
Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта ОрганизационныйТеоретической и практической подготовкиОбработки фактического материала.Оценки изученного опыта и принятия решения.Пропаганда, распространение, внедрение опыта.