Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения.
Понятие методов обучения Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания цели, задачи урока. Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной теоретической и практической деятельности.Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.М.О. отражают:Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи.Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Понятие приемов обучения Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Приемы обучения подразделяются на:Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся. Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Словесные методы (методы изложения) Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания.Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом. Используется: Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не знают;Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или помогает закрепить материал).Особенности:Постановка познавательной задачи;Ясно осознаваемое теоретическое положение;Строгий, тщательный подбор фактического материала;Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию и дедукцию;Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.Формулировку выводов;Дополнительные разъясняющие моменты.
Рассказ – форма изложения учебного материала который носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение Требования к рассказу:Определенность темы и содержания;Эмоциональность;Наличие плана;Соблюдение структуры;Сочетание с другими методами обучения.Рассказ может занимать самостоятельное место а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях. Продолжительность рассказа не более 10-15 мин. в начальных классах, 30-40 мин.- для старших.
Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. Требования к беседе:Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся;Умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.Беседа – это всегда система вопросов, не простой набор элементов.Вопрос должен быть четким и ясным по форме.Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.Беседа, как метод обучения удобна для получения обратной связи. Учитель легко может определить степень усвоения материала. Беседа – неэкономный и сложный метод обучения.
Беседы бывают: По назначению:Вводные или организующие;Сообщения новых знаний (катехизические, эвристические, сократические, герменические);Синтезирующие или закрепляющие;Контрольно-коррекционные.
Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из форм овладения учебным материалом. Требования: Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;Учащиеся должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т.д.;Учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд;Учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материла.
Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником. План самостоятельной работы:Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;Руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструктивное указание;Самоанализ, самоконтроль;Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками.Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину и т.д.Самостоятельная работа проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, упражнений проверочных и контрольных работ, а также для самоконтроля.
Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую учебную деятельность.Требования к демонстрации:Объект должен быть хорошо виден всем;В момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать, нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции.Методы программированного обучения – учебный материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причем каждая последующая порция может быть усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.
Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы. Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала. Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.). Проблемные формы овладения учебным материалом – в сознании ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание. Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д. Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.
Характеристика методов обучения Словесные, наглядные и практические методы.Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями. Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.
Требования к методам обучения Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников.Научность методов.Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Проблема классификации методов обучения Всякая классификация имеет определенное основание. Методы обучения подразделяются на группы по определенному признаку. Классификации бывают:По преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические);По формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения); По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Проблема выбора методов обучения М.О. зависят:От общих и конкретных целей обучения.От психологических, возрастных особенностей школьника.От анатомо-физических особенностей организма учащихся, работоспособности, утомляемости, особенности нервной, сосудистой и т.д. систем организма.От материально-технической оснащенности школы.От сложившихся традиций в педагогике, в школе, в опыте учителей.
Классификация методов обучения И. Лернера и М.Н.Скаткина По признаку активности детей.Пассивные методы обучения:Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).Активные методы обучения:Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).
Классификация методов обучения Махмутова М.И. 1. Методы преподавания Информационно- сообщающий;Объяснительный;Инструктивно-практический;Объяснительно-побуждающий;Побуждающий. 2. Методы ученияИсполнительный;Репродуктивный;Продуктивно-практический;Частично-поисковый;Поисковый.
Активные методы обучения АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер. Селевко Г.К.АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.Демьяненко-Кононерский.АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.