Активные формы и методы обучения учащихся в условиях реализации компетентностного обучения «… Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.» К.Д.Ушинский
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Л.Н.Толстой В современной школе необходим поиск путей активизации процесса обучения, которые помогут сделать его интересным , эффективным, доступным для сохранения большого объёма информации. Знания должны усваиваться не путём заучивания, а путём их сознательной переработки.
О необходимости активной мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорил В.Сухомлинский: « Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Причины низкой активности учащихся на уроке, пути их преодоления
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования и создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Необходимо создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет им думать, открывать новое, размышлять. Этому способствует использование на уроках разнообразных методов и приёмов. «Метод – это способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность». (философский словарь)
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Необходима система средств и приёмов возбуждения поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные, игровые уроки делают школьника активным участником учебного процесса.
Формы нестандартных уроков
Уроки, отражающие современные общественные тенденции, урок построенный на инициативе учащихся Общественный смотр – знаний. Урок – диспут. Урок с применением ИКТ. Мозговой штурм
Уроки творчества Урок – сочинение Урок – выпуск «живой газеты» Урок изобретательства
Традиционные уроки с новыми аспектами Урок –лекция Урок – семинар Урок решения задач Урок – экскурсия Урок – практикум Нетрадиционный эксперимент
Нетрадиционный эксперимент
Урок с изменённым способами организации Урок защита знаний, идей Урок встреча Урок - диалог
Уроки, опирающиеся на фантазию Урок – сказка Урок – сочинение Урок – выставка Урок фантастический проект Урок - проект
Уроки имитирующие какие – либо занятия и виды работ Урок – гостиная Урок – путешествие в будущее Урок – экспедиция Путешествие по стране
Уроки с игровой состязательной основой Урок-эстафета Урок-викторина Проверочный кроссворд Урок «Что? Где? Когда?» Урок «Устный журнал»
Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации Парный опрос Урок – консультация Урок – семинар Ученическая конференция
Уроки с использованием игровых ситуаций «Вся наша жизнь – игра» У.Шекспир. Играют люди на планете Играют птицы и жуки, Играют все, но только дети Играют ото всей души. И если в школе на уроке Вдруг доведется поиграть, То нет счастливее на свете И выучат все всё «на пять».
Игровые технологии Ролевая игра Обобщающие игры Дидактические игры Урок –КВН Урок –соревнование Деловая игра
«Учись - играя» - заповедь современной школы.
Классическая педагогика утверждает «Смертельный грех учителя быть скучным» Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать, укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Спасибо за внимание