Проблемы адаптации первоклассников к школе Журавлева Е.В. педагог-психолог МОУ ЦПМСС
Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Условия адаптации Изменение режима дня Необходимость игры Правильная посадка Организация правильного питания Развитие двигательной активности Воспитание самостоятельности и ответственности психологический климат в семье самооценка ребёнка самоценность ребёнка для родителей формирование интереса к школе дружеское общение с одноклассниками недопустимость физического воздействия предоставление самостоятельности учёт темперамента ребёнка организация контроля за учёбой поощрение за успехи и достижения моральное стимулирование развитие самоконтроля и самооценки
Возрастные особенности первоклассников
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Особенности современного первоклассника
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость
Признаки дезадаптации
Когда уместна тревога? Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Опасно Полное отсутствие интереса к учёбе, Делает уроки только «из-под палки» Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков
Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе
Уровни адаптации
Оптимальный Обусловлен высокими адаптационными результатами при адекватных условиях
Высокий избыточный уровень обусловлен высокими результатами адаптации, достигнутыми благодаря значительному психическому и моральному напряжению
Низкий обусловлен недостаточной требовательностью к себе
Дезадаптационный плохое эмоциональное самочувствие невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни)
Результаты исследования
Готовность к обучению в школе
В рамках психолого-педагогической работы по созданию условий для успешной адаптации первоклассников осуществляем следующие направления деятельности
изучение преемственности педагогического подхода к ребенку на различных уровнях: детский сад - начальная школа; психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление индивидуально-психологических особенностей детей; консультативная и просветительская работа с педагогами, родителями, учащимися; коррекционно-развивающая психологическая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Спасибо за внимание