Школа при ПосольствеРоссии в Турции Реализация программы развития школы «Школа социального успеха»РАЗВИТИЕУНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ школьниковВ условиях внедрения ФГОС второго поколенияМатериалы методического совещаниямарт 2012 г.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретико-методологическая основа развития УУД Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей детей самостоятельно учитьсяставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достиженияконтролировать и оценивать процесс и результаты своего учениясоздание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильностиобеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логическиеЗнаково-символическиеКоммуникативные
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действие смыслообразованияустановление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивомУченик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на негодействие нравственно-этического оценивания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
1.2. Регулятивные действия целеполагание постановка учебной задачи соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестнопланирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результатасоставление плана и последовательности действийпрогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
1.2. Регулятивные действия (продолжение)контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонакоррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продуктаоценка выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоениюосознание качества и уровня усвоенияволевая саморегуляция способность к мобилизации сил и энергиик выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий
1.3. Познавательные УУД. Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной целипоиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средствструктурирование знанийвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условийрефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
1.3. Познавательные УУД (продолжение) Общеучебные УУДсмысловое чтение осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от целиизвлечение необходимой информации , определение основной и второстепенной информацииумение строить речевое высказывание адекватно, осознанно и произвольно в устной и письменной речи (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)постановка и формулирование проблемысамостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характерадействие со знаково-символическими средствами замещение, кодирование, декодирование, моделирование
1.3. Познавательные УУД (продолжение) Логические УУДвыбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектовсинтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компонентыподведение под понятия, распознавание объектовустановление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательствовыявление родовидовых и ситуативно существенных признаковвыдвижение гипотез и их доказательство
1.4. Знаково-символические УУДобеспечивают универсальные действия конкретные способы преобразования учебного материалапредставляют действиямоделированияфункции
2. Коммуникативные УУДШкола при ПосольствеРоссии в ТурцииРеализация программы развития школы «Школа социального успеха»планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействияпостановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииразрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацияуправление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнераумение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка