ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» Механизмы формирования универсальных учебных действийв системе начального образованияТамбов 2010 года
Выпускник начальной школы Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуру каждого народа Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностейУважающий и принимающий ценности семьи и обществаДоброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничатьГотовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступкиОриентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школеРазделяющий установки безопасного, здорового образа жизни
Ключевые изменения в ФГОС−2: 1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель и основной результат образования»2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться); предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам) Как формировать УУД?
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.
ВИДЫ УУДЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностиПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу?
Формирование любого умения проходит через этапы:1. Приобретение первичного опыта и мотивация.2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия.3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.4. Контроль.Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД.
Структура учебной деятельности,исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)При включении учащихся в учебную деятельность организуется прохождение ими 1-го шага формирования УУД на уроках по разным учебным предметам.
УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность
УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность