Формирование и закрепление универсальных учебных навыков на уроках информатики.
информатика - активно развивающийся учебный предмет, который аккумулирует многие современные образовательные тенденции; характерные для учебного предмета информатики виды деятельности (например, моделирование) естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий; в последние годы в информатике интенсивно развивается идея «метапредметности», которая во многом перекликается с концепцией универсальных учебных действий.
I .Учебно-организационные универсальные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся: определение индивидуальных и коллективных учебных задач; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными формами самоконтроля; оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; постановка цели самообразовательной деятельности; определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
Развитие таких умений возможно практически на любом уроке. Но особенно хороших результатов можно достигать во время выполнения самостоятельных практических работ и разработки и реализации индивидуального или группового проекта, когда особенно важно не только правильно спланировать работу и рационально распределить время на выполнение отдельных этапов, но и суметь организовать себя, регулировать свою деятельность в соответствии с задуманным.
II. Учебно-информационные универсальные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся: работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; различение и правильное использование разных литературных стилей; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензии; владение цитированием и различными видами комментариев; подготовка доклада, реферата; использование различных видов наблюдения; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования.
Развитие умений этой группы обеспечивается в первую очередь такими темами как “Поисковые системы Интернет”, “Язык запросов”, “Информационные ресурсы”, “Проектирование, создание и редактирование баз данных”, “Информационное моделирование”, “Системология”, “Электронные таблицы”, “Диаграммы. Типы диаграмм. Построение и редактирование диаграмм”. Кроме того, разработка индивидуального или группового проекта средствами MS Word или MS PowerPoint или веб-страницы предполагает поиск и отбор информации, что способствует развитию учебно-информационных умений.
III. Учебно-интеллектуальные универсальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; классификация информации; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения.
Наиболее эффективно развитие этих умений на таких темах как “Моделирование”, “Проектирование, создание и редактирование баз данных”, практически все темы образовательной линии “Алгоритмы и исполнители”, “Решение учебных и практических задач с помощью электронных таблиц”, “Измерение информации”, “Системы счисления”.
IV. Учебно-коммуникативные универсальные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся: выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; владение культурой речи; ведение дискуссии.
Не смотря на специфику предмета, есть возможность развивать и учебно-коммуникативные умения на уроках информатики. Есть ряд тем, при изучении которых вполне уместны дискуссии, обсуждения. Например, “Что такое информация”, “Как измерить информацию”, “Место информатики в научном познании человека”. Конечно, не стоит забывать упомянутые нами групповые проекты, требующие конструктивного взаимодействия по поводу реализации учебного задания. Кроме того, очень интересные задания можно придумать во время изучения темы “Информационные услуги Интернета”.
V. Учебно-технологические умения набирать текст в среде текстового редактора; выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора; сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать; строить изображения в среде графического редактора; создавать БД в среде СУБД; вносить изменения в БД в среде СУБД организовывать сортировку и поиск информации в БД в среде СУБД; создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора; редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора; работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ .
Школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.