Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 93 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Тольятти. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ.Учитель биологии Саранчина Галина Сарсиковна
Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой,приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе как собственными силами что-либо усвоить,чтобы он самостоятельно думал, искал,проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.А. Дистервег.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках биологии и химии.Функции универсальных учебных действийобеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий, выделено четыре блока:
Познавательные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.Общеучебные универсальные действия:1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.2.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.3.Структурирование знаний.4.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.5.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.6.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.7.Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.8.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.9.Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Познавательные универсальные учебные действия
Логические универсальные действия 1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)2.Синтез – составление целого из частей.3.Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.4.Подведение под понятие, выделение следствий.5.Установление причинно-следственных связей.6.Построение логической цепи рассуждений.7.Доказательство.8.Выдвижение гипотез и их обоснование.Универсальные учебные действия по постановке и решению проблемы:1.Формулирование проблемы.2.Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.
Компонент практических умений
Методические логические приемы, которые активизируют мышление учащихся По мнению ученых это: 1.Побуждение с помощью вопроса;2.Обучение логически связанному рассказу, сообщению; 3.Сравнение, сопоставление;4.Выделение главного; 5.Установление противоречий, выдвижение гипотез.6.Анализ, синтез; 7.Составление схем, таблиц; 8.Формулирование вопросов учащимися;9.Нахождение аналогий; 10.Самостоятельная работа.
Методика определения уровня владения мыслительными навыками. Алгоритм проведения контрольно-методического срезаАнализ: найдите соответствие…выберите только то, что относится…чем отличаются…?Синтез:назовите одним словом…о чем идет речь? (перечень терминов)что общего?Сравнение:сравни два объекта, два процесса, две личности.Установление причинно-следственных связей:Что пропущено?Восстановите порядок этапов процесса.Закончите перечень терминов, дат, чисел.Вывод:Сделайте вывод на основании результатов опыта.Сделайте предположение о причинах процесса.Решите задачу.
Урок 7 класс. Многообразие водорослей. Цель урока: Продолжить формирование умений узнавать изученные объекты, сравнивать их и делать выводы.Этап урока: Закрепление полученных знаний.УУД: Построение логической цепи рассуждений.
Урок 7 класс. Водоросли. Цель урока: Раскрыть характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов;Этап урока: Изучение нового материала.УУД: Структурирование знаний.
Выпускник научится: выделять существенную информацию из текстов разных видов;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковосуществлять синтез как составление целого из частей;осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Успехов в вашем творчестве.