Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования Кафедра естественно-математических дисциплин Тараканова Оксана Михайловна Формирование познавательных универсальных учебных действий с использованием проектных методов обучения на уроках естествознания Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания естествознания» Научный руководитель: Старший преподаватель КЕМД Ольга Борисовна Пяткова Челябинск – 2015
Объект исследования - проектные методы обучения естествознанию в старшей школе. Предмет исследования - изучение возможностей метода проектов в формировании познавательных универсальных действий обучающихся на уроках естествознания в старшей школе. Цель исследования - раскрытие потенциала проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий и усвоение учебного материала на уроках естествознания в старшей школе. Гипотеза исследования - использование метода проектов на уроках естествознания способствует более эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи: рассмотреть особенности проектной деятельности школьников, проанализировав литературу, цифровые источники информации; исследовать влияние проектной деятельности на формирование познавательных универсальных учебных действий; дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения при формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках естествознания в старшей школе; выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития универсальных учебных действий у школьников.
Методы исследования теоретический анализ литературы по проблеме исследования анализ, синтез теоретических положений педагогический эксперимент статистические методы наблюдение, опрос
Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий: «Тетрадь открытий». Приемы и методы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Приемы технологии французских мастерских. Приемы учебной деятельности.
Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе Проект – это жизненно важное задание (В. Кильпатрик), это реальное дело (Е. Паркхерст) Проект как прототип, прообраз предполагаемого объекта, состояния (Н.Ю. Пахомова) Проект – «план, замысел какого-либо действия» (Н.В. Матяш), «например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете…» (К.Н. Поливанова) Метод проектов – «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» (М.А. Ступницкая)
Формируемые познавательные УУД на этапах проекта: Обсуждение и составление плана проекта: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Сбор информации: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Изготовление изделия: виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов. Оформление проекта: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений.
Результаты исследования Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой Результаты исследования
Результаты работы 74% обучающихся стали выше оценивать свои познавательные возможности и способности; абсолютно все обучающиеся отметили, что уроки естествознания в форме проектирования были интересны; возросло стремление обучающихся к творческой деятельности; благоприятный психологический климат на уроке; повышение успеваемости по предмету; активное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, предметных конференциях.
Выводы 1. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. 2. Проектная деятельность развивает способности принимать нестандартные решения, умение ориентироваться в сложных проблемах, учит формулировать личную точку зрения на исследуемые процессы и явления и соотносить её с интересами и мнениями окружающих. 3. Растет самостоятельность обучающихся в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования Кафедра естественно-математических дисциплин Тараканова Оксана Михайловна Формирование познавательных универсальных учебных действий с использованием проектных методов обучения на уроках естествознания Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания естествознания» Научный руководитель: Старший преподаватель КЕМД Ольга Борисовна Пяткова Челябинск – 2015