Типология уроков деятельностной направленности
Основные цели: Познакомить с типологией уроков деятельностной направленности 2.Познакомить с логикой построения урока открытия нового знания.
Типы уроков1. Урок открытия нового знания2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний4. Урок развивающего контроля
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ
Логика построения урока ОНЗ на основе ТДМ
Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин) Цель этапа:Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности)2. Хочу учиться3. Могу учиться (содержательные рамки)4. Зачем мне надо учиться
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) Цель этапа:Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1. Актуализация необходимых ЗУН2. Обобщение ЗУН3. Пробное учебное действие4. Фиксация затруднения
2. Актуализация и пробное учебное действие4. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)Цель этапа:Выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать.2. Что я делал, какие знания применял?3. Где возникло затруднение? (место)4. Почему оно возникло? (причина)
4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)Цель этапа:Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)3. План построения нового знания.
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)Цель этапа:Построение и фиксация нового знания. 1. Реализация построенного проекта.2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон)
знаковая фиксация способа действия (знаковая фиксация N) Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)Цель этапа:Построение и фиксация нового знания. 1. Реализация построенного проекта.2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон)3. Решение задачи, вызвавшей затруднение.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)Цель этапа:Применение нового знания в типовых заданиях. 1. Решение типовых заданий на новое знание2. Проговаривание во внешней речи(всеми учащимися)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) Цель этапа:Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий)2. Самопроверка (по эталону для самопроверки)3. Коррекция ошибок4. Ситуация успеха
Эталон для самопроверки:реализация способа действия, соотнесенная с эталономПример:Решите уравнение: х + 15 = 27Эталон для самопроверки на новый способ действия:х+ 15 = 27 x + а = bх = 27 – 15 x = b – aх = 12
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) Цель этапа:Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий)2. Самопроверка (по эталону для самопроверки)3. Коррекция ошибок4. Ситуация успеха
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)Цель этапа:Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.1. Границы применимости нового знания2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными3. Задания на повторение4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)Цель этапа:Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.1. Фиксация нового содержания2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат)3. Самооценка деятельности на уроке4. Домашнее задание
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ 1) Мотивация к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и пробное учебное действие.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение.9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.