Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса гуманизации образования и воспитания
Вопросы для обсуждения Здоровье – основа эффективности обучения (Бакиновская С. В.)Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса (Цадилко О. В., Аликина Т. В.) Использование материалов о здоровье в начальных классах (из опыта работы - Баркун О. М.)Задачи и особенности курса «Здоровый образ жизни» (Долгая С. В.)Внеклассные формы обучения и воспитания как средство формирования здоровья учащихся (Ширко И. В.)Гигиенические критерии рациональной организации урока (работа с памятками)Справка по итогам классно-обобщающего контроля учащихся 4 «Б» класса (кл. руководитель – Букович О. А.) Демченко Н. А.Анкетирование учащихся и педагогов начальных классовРазное
Здоровье - это Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения)
Здоровье зависит от следующих факторов: 50%-образа жизни, 20%-наследственности, 20%- экологической обстановки, 10%-здравоохранения.
Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм человека с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н. А. Амосов
За последние 10 лет: нервно-психические расстройства увеличились на 68%, психосоматические заболевания – на 89%, депрессии – на 83,3%. 35% детей не достигают к шести годам школьной зрелости. В итоге - неврозы за последнее десятилетие выросли на 31%
Причины резкого снижения уровня здоровья детей падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в Беларуси; ухудшение состояние здоровья матерей; стрессы; дефицит двигательной активности; недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; частичное разрушение служб врачебного контроля; неполноценное питание;
Цель здоровьесберегающих технологий Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школеСформировать необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖНаучить использовать полученные знания в повседневной жизни
Памятка Листок здоровья (классный журнал)Анализ состояния здоровья учащихся классаОхрана здоровья учащихся на уроках(зарядка для глаз, физкультпаузы, динамические перемены)Организация питания, культура питанияВыполнение режима проветриванияРассадка учащихся, отметка данных в журналеСанитарное состояние учебных кабинетовНаличие мебели в кабинетах, её состояниеОсвещение учебного кабинета, организация занятийНаличие сменной обуви, внешний вид учащихсяПитьевой режим
Динамика учебной недели Понедельник – врабатываниеВторник, среда – оптимумЧетверг - спад
Динамика дня 1-й урок – врабатывание2-й урок – оптимум3-й урок - спад
Динамика урока 1 - 4-я мин – усваивается 60% материала5 – 23-я мин – 80%24 – 34-я мин – 45-50%35 – 45-я мин – 6%
Учащиеся удерживают в памяти 10% - того, что читают26% - того, что слышат30% - того, что видят50% - того, что видят и слышат70% - того, что обсуждают с другими80% - того, что основано на личном опыте90% - того, что проговаривают, как делают95% - того, чему они обучают сами
Регулирование учебной нагрузки Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков должно составляться с учётом изменений дневной и недельной динамики умственной трудоспособности учащихся. На протяжении дня основные, трудные или новые для учащихся дисциплины должны проводиться на втором - третьем уроке, которые соответствуют высокому уровню трудоспособности школьников. На протяжении недели большая часть уроков, наиболее сложных для учащихся, можно включать в школьное расписание во вторник, среду.В расписании уроков на протяжении учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, которые требуют большого умственного и статистического напряжения (математика, белорусский язык или русский язык) с учебными предметами, которые включают двигательные и динамические компоненты (физическая культура и здоровье, музыка, изобразительное искусство).Расписание уроков в течение учебного дня, учебной недели составляется с учётом динамики работоспособности учащихся и ранговой шкалы трудности предметов.
Примерное распределение предметов по ранговой шкале трудности для младших школьников
Домашняя работа школьников 1. В 1 классе домашнее задание не задаются. Учебники и тетради хранятся в учебном помещении. Во 2 - 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. 2. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах- 1,5ч. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 мин, в 3 - 4 классах – 30 мин. 3. Объём домашней работы не должен превышать 30 % объёма работы, выполненной в классе. Задания помеченные звёздочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объёму и согласовано с заданиями по другим предметам.
Объём домашних заданий для учащихся II –IV классов
Будьте здоровы!!!