Вегетарианство - составляющая правильного питания Коваль Екатерина Александровна 9 А класс, МОУ «Средняя обще- образовательная школа № 13»Руководитель:Безручко Галина Витальевна, учитель биологиивысшей квалификационной категории
Цель работы – изучение возможности использования вегетарианства как составляющей рационального питания для людей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Задачи работы: Изучить состояние проблемы рационального питания и вегетарианства, ее актуальность для учащихся 6-9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»;Выяснить влияние рационального питания и вегетарианства на организм человека;Исследовать состояние организма человека при недельном отказе от мясной пищи;Составить вариант вегетарианского пищевого рациона для жителей Севера.
Рациональное питание – это потребление продуктов питания в таком количестве и составе, которое у взрослых полностью замещает все затраты организма, а у детей, кроме того, обеспечивает еще и нормальный рост и развитие. Вегетарианство – это система питания, исключающая потребление животных белков, и обеспечивающая поступление в организм всех необходимых веществ, за счет употребления овощей, фруктов, злаковых и т.д.
Строгоевегетарианство Не допускает употребления в пищу мяса, рыбы, яиц, икры, молока. «Недопустимо есть то, что имеет глаза», - считал Пифагор. А по законам строгого вегетарианства еще и то, что производят имеющие глаза.
Лакто-вегетарианство Разрешает употребление молочных и кисломолочных продуктов. Это обеспечивает организм кальцием.
Оволакто- вегетарианство Допускает помимо молока, еще и поедание яиц. Это обеспечивает организм кальцием и витамином В 12
Младо-вегетарианство Дает еще больше поблажек: можно изредка питаться рыбой и белым мясом птиц.
Фруторианство/фрутовегетарианство/ Рацион основан на фруктах и ягодах. Допускаются злаки, орехи и помидоры с баклажанами.
Проводимые исследования1. Анализ заболеваемости органов пищеварения среди учеников МОУ «СОШ №13» Цель: изучение показателей уровня заболеваемости органов пищеварения в школе.Вывод: для учащихся нашей школы существует проблема, связанная с болезнями органов пищеварительной системы.
2. Препараты, влияющие на работу органов желудочно-кишечного тракта.Цель: изучение рейтинга лекарственных препаратов, улучшающих работу органов пищеварения, среди населения г. Северодвинска.Вывод: для улучшения работы органов пищеварения имеется достаточное количество различных препаратов, но принимать их можно только после консультации со специалистом, о чем свидетельствует и предупреждение на каждой упаковке препарата.
Рейтинг лекарственных препаратов, улучшающих работу ЖКТ среди населения г. Северодвинска.
3. Пищевой рацион учащихся МОУ «СОШ № 13». Цель: изучение пищевого рациона учащихся МОУ «СОШ № 13»Вывод: анализ опроса показал, что в пищевом рационе учащихся «МОУ СОШ№ 13» значительную долю составляют мясные продукты, а из овощей преимущественно картофель. Так же предпочтение отдается хлебобулочным изделиям, сладкому.
4. Анализ недельного пищевого рациона учащихся 9 «А» класса и его соответствие суточным энергозатратам.Цель: изучение недельного пищевого рациона учащихся 9 класса и его соответствия суточным энергозатратам школьника.Вывод: в среднем учащиеся 9 «А» класса питаются 3-4 раза в день, в рационе не хватает овощей, фруктов, в избыточном количестве продукты богатые углеводами. Калорийность полученной пищи не соответствует нормативным показателям, однако покрывает суточные энергозатраты девятиклассника, учитывая его образ жизни.
Калорийность пищи и суточные энергозатраты
5.Социологический опрос «Знаешь ли ты, что такое вегетарианство?»Цель: изучение состояния проблемы, еезначимость для учащихся МОУ «СОШ № 13». Вывод: 31,8% опрошенных не знают или недостаточно владеют информацией овегетарианстве и его значимости для организации рационального питания.
5. Социологический опрос «Знаешь ли ты, что такое вегетарианство?»
6. Виды вегетарианства.Цель: изучение видов вегетарианства, отношения к ним школьников и вегетарианцев.
7. Влияние вегетарианства на психические особенности человекаЦель: определение степени влияния вегетарианства на психические особенности человека (внимание, речь, мышление, воображение).
8. Уровень эмоционального состояния во время недельной вегетарианской диеты.Цель: изучение влияния недельной вегетарианской диеты на уровень эмоционального состояния.
9. Вариант пищевого рациона для школьника, проживающего в условиях Севера.Цель: составление примерного суточного пищевого рациона для школьника, живущего на севере.ЗавтракОвсяные хлопья с молоком (200 г) - 378 ккал. Хлеб ржаной с маслом и сыром (75 г.) – 165 ккал.Яйцо(1 шт.) – 24 ккалЧай с сахаром(200 г) – 80 ккал.Итого: 647 ккал.2 завтрак Йогурт(200 г) – 160 ккал.Банан(100 г) – 79 ккал.Шоколад(30 г) -159 ккал.Итого: 398 ккал.
Общее количество калорий – 2000.5 Обед Борщ вегетарианский(1 порция) – 251 ккал.Печеная треска(100 г) – 96 ккал.Отварной рис(100 г) – 109 ккал.Хлеб ржаной(25 г) – 45 ккал.Чай (200 г) – 0 ккал.Итого: 501 ккал. Ужин Овощной салат (помидор(50 г), листья салата(30 г), перец(50 г)) + зеленый горошек(100 г) – 256.2 ккал.Капустная котлета (55 г) – 96 ккал.Сок апельсиновый(200 г) – 66 ккал.Яблоко(210 г) – 92 ккал.Итого: 510.2 ккал.
Проведенные исследования показали, что проблема актуальна для наших учащихся и вегетарианство можно использовать как составляющую рационального питания.Употребление достаточного количества натуральных продуктов – злаков, бобовых, орехов, молока – в полной мере обеспечивает человеку норму белков, которые к тому же не содержат токсических примесей, как мясо. Кроме того, именно растительный мир является источником всех видов белка и только при вегетарианской диете мы получаем протеины непосредственно, а не через «вторые руки».Помните, что ваша пища должна быть разнообразной, а питание сбалансированным.