Исследовательская работа.Социально - значимая проектнаядеятельность«Азбука правильного питания». Выполнил ученик 10б класса:Шаманаев Максим Андреевич.Научный руководитель:Марулина Татьяна Дмитриевна, учитель биологии высшей категории .Физико-математический лицей № 38 г.Ульяновска
Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная, что отражено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и областной акции, проводимой Департаментом образования Ульяновской области, администрацией губернатора Ульяновской области «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации». В физико-математическом лицее № 38 г.Ульяновска была проведена социально-значимая проектная деятельность «Азбука правильного питания».
.Актуальность: важность этого проекта состоит в том, чтобы каждый ученик осознал значение правильного питания.Объект исследования: характер питания учеников параллелей 6, 7, 8 классов.Предмет исследования: состав питания школьников, периодичность, количество принимаемой пищи.
Гипотеза: ученики предлагали свои идеи о том, как надо правильно питаться. Задача этого проекта состоит в том, чтобы научить учеников правильно питаться.Методы исследования: анкетирование, анализ статистического материала, работа со справочной литературой, использование интернет-технологий, использование графического редактора, обобщение статистических данных
Практическая значимость: применение правил здорового питания на практике, выработка каждым учеником для себя и своей семьи рекомендаций по правильному питанию.Апробация: ученики разработали презентации на тему здорового питания, которые использовались на родительских собраниях, посвященных здоровому образу жизни.Количество учащихся, принявших участие в проектной деятельности – 217 человек.
Начинается проект с анкетирования каждого ученика 6,7,8 класса о характере и периодичности его питания.
Ответьте на вопросы:Сколько раз в день вы едите а) 5-6 раз, б) 3-4 раза, в) 1-2 раза, г) 1 раз?2. Завтракаете регулярно? (Да/нет).3. Ежедневно ем первые блюда. ( Да/нет).4. Плотно ли вы ужинаете? (Да/нет).5. Время еды до сна .6. Едите ли вы ежедневно сырые овощи? (Да/нет).7. Едите ли вы в промежутках между едой? Что?Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели ? (Да/нет).
Данные анкет всех учеников обрабатываются для выяснения общей картины и определения направлений исследований. Класс разделён на группы, каждая из которых, используя справочный материал дополнительной литературы, Интернета, готовит сообщение о ценных качествах одной группы продуктов (например, мясные: копченая, варёная колбаса, говядина, свинина, куриные окорочка, домашние пельмени, пельмени, купленные в магазине).Дети определяют: питательные вещества каждого продукта, вредные вещества, которые могут находиться в них,болезни, которые могут возникнуть при недостатке в пищевом рационе этого продукта,болезни, которые могут возникнуть при переизбытке в пищевом рационе этого продукта,правильные способы приготовления этого продукта, при которых сохраняются питательные вещества.
Защита презентации.Состав жюри: заведующая школьной столовой, студенты, старшеклассники, родители.Каждая группа готовит компьютерную презентацию и выступает с ней. Затем демонстрируются слайды питания продуктами быстрого приготовления.Задания группам:проанализировать гигиеническую ценность такого рациона, записать «+» и «-» такого питания, сравнить с питанием в нашей школьной столовой, сделать вывод,Высказать предположение какая фигура будет у человека, постоянно питающегося по первому варианту, названному учителем.
Дети называют преимущества свежеприготовленной пищи, сбалансированного, разнообразного рациона школьной столовой.Представителям каждой команды прелагается выбрать из корзины, стоящей на столе, пищевой продукт (муляжи овощей и фруктов, фото, рисунки продуктов питания, продукты, упакованные в банки) и называть питательные и вредные вещества, которые содержатся в этом продукте, объяснить, что произойдёт при избыточном или недостаточном употреблении этого продукта.
Затем каждая группа получает карточки с заданиями.Задание №1. Назвать о каком витамине идёт речь?Совместное обсуждение.Письменный ответ каждой команды сдаётся в жюри.
Аналогично выполняется второе задание.Задание №2.Обоснуйте гигиенические правила питания.
Жюри подводит итоги, называя команду победительницу и отмечая самых активных участников проектной деятельности.Домашнее задание. Школьникам раздаются их анкеты, и они, уже владея научной информацией о рациональном питании, должны- проанализировать свою собственную анкету и выработать для себя и своей семьи рекомендации по правильному питанию.
Выводы.Анализ полученных результатов.
Анализ анкет учащихся, заполненных в начале проектной деятельности, показал следующее:нарушения в режиме питания школьников – отсутствие завтрака перед школой (32% учащихся);
не ежедневно употребляются в пищу первые блюда (27%);
частое потребление колбасных изделий: ежедневно их употребляют (41%), среди них многие несколько раз в день;
преобладают в пищевом рационе углеводосодержащие продукты (71%);
избыточное употребление сладостей (43% учащихся).
среди употребляемых напитков преобладают газированные (54%);недостаточно частое потребление основных продуктов питания: каш (67%); молока (49%), овощей (34%), творога и сыра (72%), масла сливочного (59%), растительного масла (65%), фруктов (37%);не употребляют круп (13%);многие учащиеся употребляют жвачку (82%);совсем не употребляют сало (48%).
Рекомендации по правильному питанию. Анализ разработанных учащимися рекомендаций по изменению характера собственного питания и питания своей семьи, составленных в конце проектной деятельности, которые сопоставлялись с анкетой этого ученика, показал, что все школьники правильно отмечают недостатки своего пищевого рациона.
Примеры рекомендаций: «Мне нужно больше употреблять молочные продукты, меньше пить газировку и есть конфет, уменьшить употребление колбас, обедать в школьной столовой». Только 2 ученика отметили, что их пищевой рацион соответствует гигиеническим нормам, что подтверждается анализом их анкет.