Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 ПроектМониторинг качества образования как составляющая управленческой деятельности образовательного учрежденияРазработчик: Фирсова Н.Г., директор МОУ СОШ №4
Согласно Закону РФ «Об образовании», ст. 32 п.3 «образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции: …качество образования своих выпускников»
Под качеством образования (ГОС НРК) понимается состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, достижение обучающимися установленных государством образовательных уровней
концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования
Подходы к оценке качества образования Традиционный Передача ученикам определенного содержания образования, уровень усвоения содержания образования, наличие у учащихся знаний, сформированность умений и навыков Личностно-ориентированный в центре - свободное личностное развитие:Свободный доступ учащихся к информации;Возможность выбора основного и дополнительного образования;Способность образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитаниеОбеспечение психологической комфортности учащихся и т. д.
В зависимости от подхода, показатели качества образования различаются. Более определенно можно судить о качестве образования в «знаниевой» педагогической модели, в других моделях показатели качества образования разработаны слабо
Цель проекта: создание условий для внедрения предложенной внутришкольной системы мониторинга качества образования, позволяющей судить о состоянии образовательного учреждения в любой момент времени и обеспечивать прогноз его развития
Задачи проекта: 1. Выявить потенциальные возможности образовательного учреждения, провести анализ состояния теории и практики мониторинговой деятельности 2. Разработать показатели, критерии, инструментарий оценивания качества образования в образовательном учреждении 3. Экспериментально проверить эффективность предложенной внутришкольной системы мониторинга качества образования
Объект исследования: качество образования Предмет исследования: мониторинг и оценка качества образования, ориентированные на информационное обеспечение управления образовательным учреждением Гипотеза: успешный опыт становления внутришкольной системы мониторинга и оценки качества образования на уровне образовательного учреждения, позволит по мере укоренения этой практики перейти на новые принципы и стиль управления школой
Виды мониторинга По целям Информационный мониторинг – сбор, накопление, систематизация и, возможно, распространение информации.Базовый – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления.Проблемный – выявление закономерностей, опасностей, процессов, проблем, которые известны ( осуществляется по заказу органа управления).Управленческий – отслеживание и оценка эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принятых в области управления.
Классификация по иерархии систем управления: ШкольныйРайонныйОбластнойФедеральный
Классификация видов мониторинга
Классификация видов мониторинга
Принципы мониторинга: ЦелостностьЦеленаправленностьНепрерывностьСогласованность действий субъектов мониторингаАдресностьГласностьОптимальность
Требования: Обеспечение целевого назначения.Объективность информации.Сравнимость данных.Необходимость и достаточность собираемой информации.Получение как можно большего объема информации наименьшими затратами человеческих усилий, средств и времени и др.
ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА: Информационная.Аналитико-оценочнаяСтимулирующе - мотивационнаяКонтролирующаяКоррекционнаяПрогностическая
Ожидаемые результаты реализации проекта Научно-теоретическиеРазработка показателей оценивания качества образования в ОУ;Разработка инструментария оценивания определенных показателей;Формирование единого информационного пространства в школе;Разработка модели электронного журнала
Образовательно-квалификационные- обеспечение учителями школы расширения и углубления содержания преподаваемых предметов;-повышение функциональной грамотности педагогов в использовании информационных технологий
Содержательно-технологические- освоение педагогами технологий тестового контроля знаний;- применение теоретических знаний на практике, формирование умения заполнения электронного журнала и его использования в диагностических прогностических целях
Содержательно-воспитательные-формирование осознанной мотивации учащихся к учебной деятельности;-ориентация на учет потребностей, интересов и склонностей учащихся;-повышение качества образования учащихся
Механизмы реализации проекта Проект предполагает:1. разработку нормативной базы, регулирующей организацию мониторинговой деятельности в школе;2. разработку и использование инструментария оценивания качества образования;3. создание локальной информационной сети в школе;4. регулярное заполнение «Электронного журнала», фиксация закономерностей продвижения детей в различных областях знаний;5. развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;6. привлечение всех субъектов образовательного процесса к реализации проекта;7. создание в рамках ОУ многопрофильности удовлетворения образовательных потребностей учащихся на основе их склонностей;8. создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство в школе;9. внедрение новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы
Критерии оценивания результативности прое кта Образовательные результаты1.уровень успеваемости;2. количество выпускников, получивших аттестаты;3. количество выпускников, получивших серебряные и золотые медали;4. Достижения учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах;5. Уровень участия в исследовательской деятельности
Показатели когнитивных результатов 1. % учащихся, достигших базового уровня требований государственных образовательных стандартов по изучаемым предметам;2. % учащихся, освоивших государственные образовательные стандарты на уровнях, превышающих базовый по изучаемым предметам;3. % выполнения образовательных программ по итогам полугодия, года в разрезе предметов каждой параллели учащихся
Показатели аффективных процессов Отношение учащихся к образованию в целом, к школе, к самому себе;Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
Социальные показатели качества образования Количество учащихся, отчисленных до получения основного общего образования;Количество учащихся, оставшихся на второй год обучения;Динамика преступности и социальный состав учащихся, совершивших преступления, правонарушения;Динамика трудоустройства выпускников и продолжения образования учащимися, получившими среднее общее образованияИзменения в профессиональной карьере выпускников в течение первых пяти лет работы после окончания учебного заведения
Показатели сохранения здоровья Количество учащихся, включенных в основную и подготовительную группы;Количество специальных медицинских групп;Количество детей-инвалидов;Количество учащихся, обучающихся на дому по специальным программам;Динамика заболеваемости;Организация питания;Психическое здоровье детей
Рейтинг образовательного учреждения в городе (анкетирование) Удовлетворенность образовательного заказа учащихся и родителей (анкетирование)
Этапы реализации проекта Первый этапФормирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процессаОрганизация накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в виде тематических материаловОрганизация в школе целенаправленного процесса по освоению мониторинговых технологий
Второй этап 1. Получение объективной информации об уровне и качестве подготовки учащихся школы по общеобразовательным дисциплинам 2. Получение информации о динамике качества подготовки учащихся по определенным предметам 3. Контроль за качеством используемых средств сбора информации
Третий этап Определение основных тенденций развития уровня обученности учащихся на основании динамического сопоставительного анализа
Четвертый этап Установление факторов и предполагаемых причин, которые влияют на качество образования в школе
Пятый этап Коррекция учебно-воспитательного процесса и стиля управления школой в соответствии с ранее заданными целями
Спасибо за внимание!