Структура и типология современного урока
Цель урока-это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке. Задачи обучения - усвоение общеобразовательных, политехнических, специальных знаний, умений и навыков (всех видов, качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности, нравственных отношений и научного мировоззрения
Характеристики функций обучения образовательная функция - это вооружение учащихся системой научных знаний всех видов, качеств трех уровней, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков всех видов трех уровней, зафиксированных в программах
Характеристики функций обучения воспитательная функция - это организация овладения учащимися опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности, формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных, трудовых, этических, эстетических представлений и взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, духовной и физической культуры
Характеристики функций обучения развивающая функция - это целенаправленное развитие познавательных сил и способностей учащихся, их психических свойств, мотивов учения, познавательных интересов, интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями
Основные звенья (этапы) современного урока 1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;2) проверка домашнего задания;3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;4) постановка цели занятия перед учащимися;5) организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;6) первичная проверка понимания;7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.
Многообразие структур урока Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА: вводный;тренировочный;контрольный (проверочный);закрепление ЗУН;урок самостоятельной работы;урок с использованием ТСО;урок практической работы;комбинированный урок;повторительно-обобщающий урок;урок повторения;урок овладения ЗУН;предметный урок (характерен для начальных классов).
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ урок с разнообразными видами занятий; урок в виде лекции; урок в виде беседы; урок-экскурсия;урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи;урок самостоятельной работы учащихся в классе; лабораторные или другие практические занятия.
ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ: урок усвоения новых знаний; урок освоения новых умений и навыков; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции ЗУН; комбинированный урок.
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ: комбинированный урок;урок изучения новых знаний;урок формирования новых умений;урок контроля и коррекции знаний и умений;урок практического применения знаний и умений
ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ: урок общего разбора темы и методики ее изучения;комбинированное семинарское занятие;урок обобщения и систематизации знаний;урок межпредметного обобщения материала;урок-практикум.
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Тип урока Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков)Виды уроковурок-лекция; урок-беседа; урок с использованием учебного кино-, видеофильма; урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д) урок самостоятельной работы (репродуктивного типа -устных или письменных упражнений); урок - лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Урок обобщения и систематизации знанийСюда входят основные виды всех пяти типов уроков
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН) устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);письменная проверка; зачет; зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов)
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Комбинированный урок На нем решается несколько дидактических задач
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА: ролевые игры;исполнение сказочного сюжета;урок фантазирования;деловая игра;урок взаимообучения;круглый стол или конференция;пресс-конференция;урок открытых мыслей;урок-соревнование;урок-КВН;урок-викторина;аукцион знаний;урок-диспут;урок-турнир;урок- эврика;межпредметный интегрированный урок;урок-конкурс;урок творчества;урок-спектакль;смотр знаний;урок-игра;урок-зачет;урок-путешествие;урок-состязаниеурок-диалог;мозговая атака;актуальное интервью;урок-лекция.
Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;указание на то, что учащиеся должны запомнить;мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); первичное закрепление, под руководством учителя, посредством прямого повторения частичных выводов;контроль результатов первичного запоминания;регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: сообщение учащимся цели предстоящей работы;воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;проверка выполненных работ;обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков: постановка цели урока;повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;проведение проверочных упражнений;ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;упражнения на их освоение;упражнения на их закрепление;тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; упражнения на перенос в сходную ситуацию;упражнения творческого характера;итог урока;задание на дом.
Структура урока повторения: организация начала урока;постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;задание на дом.
Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков: организация начала урока (психологический настрой учащихся);сообщение темы урока и его задач;изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;творческое применение знаний и умений;упражнение по отработке навыков;домашнее задание;итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока: организационный момент;вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений;проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);формулирование выводов по изученному материалу;оценка результатов урока;подведение итогов;задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока организация начала урока;проверка домашнего задания, постановка цели урока;подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;изучение нового материала, в том числе и объяснение;закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;подведение итогов и результатов урока; задание на дом; подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).