Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии 1 категории МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской областиСТРУКТУРИРОВАНИЕУРОКА
ЦЕЛЬ: ОБОСНОВАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ПО СМЫСЛОВЫМ БЛОКАМ
задачи: Ознакомить с разработкой структуры урока по смысловым блокам.Определить особенности данной модели урока.Выявить последовательность действий учителя при разработке данной структуры.Обобщить опыт работы по данной теме.
Актуальность: В дидактике утвердилась идея о том, что структура урока не должна быть универсальной, раз и навсегда заданной при любых целях и содержании учебного материала. Структура урока может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была чёткой. Осуществлению этих требований помогает выделение по ходу урока смысловых блоков – относительно целостной части содержания, которую возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи. Эти блоки, их последовательность и связи между ними образуют первичную структуру урока. Процесс усвоения, вся организация познавательной деятельности учащихся планируется применительно к этой структуре.
Значение и структура урока Основной формой организации учебной работы является урок, который имеет своё специфическое содержание, отличающее его от других. В этом содержании преломляются общие учебно-воспитательные задачи. Вместе с тем урок выполняет определённую роль в формировании знаний, умений и навыков.Система уроков даёт возможность учителю последовательно развёртывать свой курс, позволяет применять различные методы обучения, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной самостоятельной работой учащихся, обеспечивая вооружение учащихся необходимыми умениями и навыками и развитие познавательных способностей.Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.
Значение и структура урока Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежние жёсткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий. Важным современным положением является то, что целесообразность тех или иных структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса, а не по структурному совершенству и завершённости отдельных уроков.
Значение и структура урока Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности.
Современный урок Направлен на формирование личности.Учитель – это организатор учебной познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант.Наличие сотрудничества между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации, деятельности школьников.Центральное место – это применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока.Общение между учащимися в процессе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности.Не исключены межпредметные уроки, проводимые двумя-тремя учителями разных предметов. Тесно связан с экскурсиями, полевыми практикумами, работой на экологической тропе, в микрозаповедниках.Появления новых типов уроков: семинар, зачёт, конференция и т.д.Передача учащимся части функций учителя.
Разработка структуры урока и планирования познавательной деятельности учащихся Структура урока не должна быть универсальной, а может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была очень чёткой.Смысловые блоки – относительно целостные части содержания, которые возможно выразить с помощью познавательного вопроса или задачи.
Разработка структуры урока и планирования познавательной деятельности учащихся Структурирование урока по смысловым блокам с постановкой познавательных задач позволяет соединить содержательную и деятельностную стороны учебного процесса.В проблемном уроке содержание и последовательность смысловых блоков определяется логикой решения проблемы.В географии возможна и такая модель, в которой образующие структуру урока смысловые блоки выстроены в логике рассуждения при проведении сравнения.
Выбор методов обучения определяется местом обучения в курсе
Обобщение опыта по теме: «Структурирование урока география» Работая по теме «Структурирование уроков географии по смысловым блокам» разработала систему уроков по некоторым темам в 8-10 классах
9 класс. Тема: «Природа Волгоградской области»
Содержание и последовательность смысловых блоков отражает типовую схему изучения ПТК
10 класс. Тема: «Промышленность- ведущая отрасль мирового хозяйства». Аналогично можно развернуть учебный материал при рассмотрении любого компонента природы, отрасли промышленности и т.д.
Урок №1 «Промышленность» (урок лекция)
Урок №1 «Промышленность» (урок лекция)продолжение
Урок №2 «Топливно-энергетическая промышленность» (урок практикум)
Урок №3 «горнодобывающая промышленность» (конференция)
Урок №4 «Машиностроение, металлургия, химическая промышленность» (урок практикум)
Урок №5 «Лесная и лёгкая промышленность» ( урок-практикум)
Урок №6 «Промышленность и окружающая среда» ( семинар)
Урок №7 «Территориальная структура промышленности» (урок-исследование)
Урок №8 «Промышленность мира» (защита творческих работ)
Итог: Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.
Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности.Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи. Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности. Изменение структурного построения занятия обязательно влечет за собой и новое построение познавательного процесса.