Новые смыслы урока в условиях модернизации образования Краевая конференцияМОУ «Лицей № 8»Петрова И.Б.
Вопросы для обсуждения Новые смыслы современного урокаИнвариантное и вариативное в современном урокеНеиспользованные резервы современного урока
Современный урок – основа эффективного и качественного образования Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение. П.ЩедровицкийУрок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А.Сухомлинский
система образования XX века прошла три этапа I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.:
Традиционный урок реалия сегодняшнего дня более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме
Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности
Критерии эффективности современного урока Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке
Требования к современному уроку 1. Дидактические требования 2.Организационные требования3.Психологические требования4.Гигиенические требования
1. Дидактические требования формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,
1. Дидактические требования выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.
2.Организационные требования организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока; чёткая формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока; гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока. использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).
3.Психологические требования проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся. соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
3.Психологические требования планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).
3.Психологические требования планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников; дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо?4. Коммуникативная: С кем и где?
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру организационный этап проверки домашнего задания актуализации субъектного опыта учащихся изучения новых знаний и способов деятельности первичной проверки понимания изученного закрепления изученного применения изученного обобщения и систематизации контроля и самоконтроля коррекции информации о домашнем задании подведения итогов занятия рефлексии
Основные этапы современного урока Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Проверка домашнего задания. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Постановка цели занятия перед учащимися. Формирование новых знаний. Закрепление полученных знаний. Домашнее задание.
вопросы анкеты «Стиль учителя» 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание3) не могу начать урок2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
вопросы анкеты «Стиль учителя» 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика 1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю
· Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения· преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.· преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Рефлексия каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно ( не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно…