Работа по внедрению проектной методики при обучении иностранным языкам на старшей ступени школыШкола № 1242учитель Полятыкина И.П.г. Москва
СодержаниеI. Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам.II. Технология проектного обучения иностранному языку на старшей ступени средней школы.III. Практическая работа по созданию проекта «Школа. Выбор профессии» в 11 классе.IV. Литература.
I. Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам 1. Особенности обучения ИЯ на старшем этапеОсновы проектной технологии4. Принципы использования проектного обучения3. Признаки проектной методики5. Необходимые умения для овладения проектной деятельностью
1. Особенности обучения ИЯ на старшем этапе Более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности; Использование аутентичных проблемных текстов в качестве источников информации;Большая инициативность и спонтанность речи учащихся;Разнообразные виды диалогической речи;Построение развернутых собственных высказываний
2. Методические выводы, лежащие в основе проектного обучения Активная устная практика формирует языковую компетенцию; Возможность рассуждать над путями решения проблем акцентирует внимание на содержании высказывания, а язык формирует мысли.
3. Признаки проектной методики - личностно-ориентированной технологии Наличие концептуальной идеи автора;Точность результатов, осознание путей их достижения;создание конкретного речевого продукта (коллаж, комикс, презентация); Связь идеи проекта с реальной жизнью; Самоорганизация и ответственность участников проекта; консультационно-координирующий характер деятельности учителя;Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции, наличие четкого алгоритма последовательных действий.
4. Принципы использования проектного обучения на старшей ступени школы Коммуникативность Ситуативная мотивация Проблемность Соизучение языка и культуры Автономность
Коммуникативность Иностранный язык Коммуникативные умения Другие области знаний Собственный мир учащегося
Соизучение языка и культуры Иностранный язык и культура при традиционном подходе учащиесяИностранный язык и культура при проектном подходе Англо- Собственный говорящий мир учащихся мир
5. Необходимые уменияДля успешного овладения проектной деятельностью учащиеся нуждаются в следующих умениях: * интеллектуальных * творческих * коммуникативных
II Технология проектного обученияиностранному языку на старшей ступени 1.Требования к использованию проектной методики2. Определение этапов разработки проекта3. Роль учителя4. Трудности работы над проектом
Требования к использованию проектной методики Наличие значимой задачи;* Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; Самостоятельная деятельность учащихся; Структурирование содержательной части проекта; Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Этапы проектирования
ЭТАПЫ проектирования
III Практическая работа по созданию проекта «Школа. Выбор профессии» в 11 классе Цель проектаЗадачи проектаТип проектаЭтапы проектаВыводы. Анализ проделанной работы
Цель проекта. Особенность проекта Целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции , позволяющей решить задачи межкультурного общения и воспитания международно ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества. Цель проекта совпадает с целью обучения иностранному языку. Область межкультурного общения – обсуждение важной проблемы в жизни молодых людей – образование и выбор будущей профессии. Проект развивает навыки обсуждения проблемы, способов ее решения и принятия совместных решений для ее преодоления как в устной, так и в письменной речи на английском языке.Особенность проекта заключается в его органичной втроенности в учебный процесс. «Образование» и «Выбор будущей профессии» являются важными темами, изучаемыми в 11 классе. Создание проекта позволило учащимся более глубоко подойти к проблемам, затрагиваемым в темах, провести исследование-опрос и проанализировать его результаты.
Задачи проекта
Характеристика проекта По методам: исследовательский, творческий, предметно-ориентированный, информационный;По характеру контактов: внутришкольный;По предметно-содержательной области: монопроект;По продолжительности: средней продолжительности – три месяца;По характеру координации: с открытой координацией;По количеству участников: личностный, парный, групповой
ЭТАПЫ ПРОЕКТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ-МОТИВАЦИЯ-ПЛАНИРОВАНИЕ-ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙОСНОВНОЙВЫПОЛНЕНИЕПРОЕКТАОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТАЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА И ПРЕЗЕНТАЦИИОБЪЯСНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВЗАЩИТААНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОБЛЕМ
Подготовительный этап проекта
Основной этап
Основной этап
Основной этап
Заключительный этап
Выводы Намеченная цель была достигнута – происходило активное общение учащихся на английском языке по важным темам «Образование. Выбор профессии».Поставленные задачи (образовательные, развивающие и воспитательные) были выполнены в полном объеме. Работа над проектом оказалась полезной для учащихся т.к. позволила им более глубоко подойти к проблемам, взглянуть на проблемы с личной точки зрения, провести исследование и проанализировать его результаты. Работа над проектом показала актуальность владения информационными технологиями и применения их при изучении других предметов.Работа над проектом показала важность роли учителя, мотивирующего, организующего, направляющего, помогающего учащимся в создании проекта.