Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Е.А. ДвоеглазоваН.В. Ладановаг. Нытва2010
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения).У детей поступающих в 1 класс познавательные процессы уже довольно развиты, но имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий.
Внимание (не выступает как самостоятельный процесс) является обязательным условием успешной учебной работы школьников. Характерная особенность - слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное. Однако младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.
Восприятие – психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения отличается особенностями:малая дифференцированность (это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии);слабость углублённого, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается); связь с действиями, с практической деятельностью ребенка;ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию.
Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания. В младшем школьном возрасте при запоминании возрастает роль наглядных опор. Это важно, поскольку у первоклассников преобладает непроизвольный вид памяти, запоминание должно быть чем-то мотивировано.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как отмечал Л.С.Выготский, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, первоклассник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.
Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер.
Эти психические процессы проявляются и формируются в учебной деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.
Познавательные универсальные действия общеучебныелогическиедействия постановки и решения проблем
На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия:- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;- операция установления взаимно-однозначного соответствия;- умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;- умение устанавливать аналогии на предметном материале;- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; - ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; - умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;установление аналогий.
Практическая деятельность по формированию УУД во внеурочной деятельности в МОУ Гимназия г.Нытва
КонкурсыКоличество интеллектуальных и творческих конкурсов возрастает в каждом классе
РПС Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие упражнения, задания. Книги 1-5
Кружок «Эрудит» Развитие творческого мышленияI разделРазвитиенаглядно-действенного мышления II разделРазвитиепричинногомышления III разделРазвитие эвристического мышления
Музейные и библиотечные уроки Музейные уроки проводятся по договору с Краеведческим музеем. Тематика занятий определяется педагогом, работниками музея и интересами детей. Библиотечные уроки организуются на базе Городской детской библиотеки.
Научное общество учащихся Кружок «Юный исследователь» Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ (школьный, районный).
Результаты организации внеурочной деятельности Активное участие учащихся в конкурсах (в заочных до 100%). Призовые места в конкурсах различного уровня (статистика за 2 года, количество призовых мест)