Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Виды адаптации:
Проблемы преемственности Отсутствие механизма согласования целей и задач обучения по ступеням.Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием.
Создаваемые условия для адаптации выпускников: ПедагогическиеПсихологическиеКоррекционно-профилактические
Фазы развития подросткового возраста Негативная младший подростковый возраст;Позитивная старший подростковый возраст.
Возрастные особенности: «чувство взрослости»склонность к фантазированиюстремление экспериментировать
Факторы тревожности по методике Филлипса Общая тревожность в школеПереживания сильного стрессаФрустрация в достижении успехаСтрах самовыраженияСтрах ситуации проверки знанийНизкая физиологическая сопротивляемость стрессуПроблемы и страхи в отношениях с учителями
Психологические условия: посещение уроков, наблюдение за детьми. По итогам посещений- обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей и трудностей детей. Проведение диагностико-развивающих мероприятий ( январь- февраль)проведение психолого-педагогической диагностики и обработка результатов. Подготовка данных диагностики к консилиуму (март- апрель)разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка материала (март-апрель)проведение игры с учащимися « Впереди у нас - пятый класс»участие в родительском собрании, знакомство с результатами диагностик выпускников и планов дальнейшей работы по переходу в среднее звено, проведение родительского лектория на темы: «Что следует ждать от пятого класса и как к этому подготовиться», «Школьная дезадаптация причины и следствия»
Педагогические условия: знакомство с программой обучения, государственными стандартами и учебными средствами по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в среднюю школу посещение уроков в выпускных классах учителями предметниками с целью знакомства с учебно-дисциплинарными требованиями учителей начальной школы и уровнем подготовки выпускниковподбор оптимальных форм и методов обучения в период адаптациигуманистическая направленность контрольно-оценочной деятельности в адаптационный период
Цели и результаты адаптационного периода
Коррекционно-профилактические условия : Управленческий аспектсвоевременное назначение классных руководителей и учителей предметников;разработка программы адаптацииВоспитательный аспектразработка модели «запуска» пятиклассников;организация КТД в классе;организация игр для активного взаимодействия в классе и параллели;организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся
Роль участников образовательного процесса в адаптации выпускников начальной школы в среднем звене