Изучение и обобщение передового педагогического опыта Швецова Е.В.
Структура изучения и обобщения опыта Информационное обеспечениеАнализ планированияОрганизацияРегулированиеКонтрольСтимулированиеКорректирование
Процесс ПрогнозируемыйПланируемыйУправляемый
Этапы в организации работы Диагностика и самодиагностика Посещение и анализ уроковСамоанализ и обобщениеУчет принципа приобщения учителя к обобщениюОбучение всех процессу анализа и обобщенияСоздание благоприятного творческого климатаПоложительная мотивация учителяТворческие искания учителяАнализ целостной системы деятельности учителяХарактерные особенности конкретного педагогического опыта
Диагностика и самодиагностика Систематичность, плановостьГрафик изучения опытаОпределение учителей на обобщение в течение года
Посещение и анализ уроков Помочь учителю вскрыть причинно – следственные связи, пришедшие к высоким результатам деятельности. Учитель обычно обращает внимание на те моменты, которые у него не получились, а лучшее воспринимает как должное. (Ю.Львова «Как рождается урок» приводит пример, что 98 из 100 учителей анализируют неудачи и только 2 учителя фиксируют причины удач).
Самоанализ и обобщение Это один из самых сложных моментов. Перед учителем стоит психологический барьер. Страх не справиться. Анализ и обобщение опыта – это исследовательская деятельность и далеко не каждый к ней готов.
Учет принципа приобщения учителя к обобщению Сначала учитель рассказывает на МО о своих находках. Далее рассказать о системе своей работы на НМС, конференции. Учитель уже анализирует методы и формы своей работы. Анализирует, за счет чего получается высокий результат.
Обучение всех процессу анализа и обобщения Проведение семинаров по психолого – педагогическому исследованию, по методике обобщения опыта для прогнозирования, планирования своей деятельности, умение фиксировать педагогические факты, умение опираться на новые идеи, фиксирование привычки анализировать свою деятельность
Содержание и методы работы творческой группы по обобщению Составление плана изучения опытаРаспределение обязанностей между членами группы, изучающей опытИзучение результативности опыта, за счет чего получены высокие результаты: вследствие применения эффективной системы методов и средств или за счет перегрузки учителя и учащихся.Определение уровня новизны опыта.- новизна на уровне открытий- эффективное применение известных научных положений и совершенствование на этой основе УВП- рационализация отдельных сторон педагогического труда- творческий подход к применению устоявшихся методик
Содержание и методы работы творческой группы по обобщению опыта Сбор, фиксация и систематизация материала с последующей обработкой и анализом. Накопление достаточного по количеству и качеству фактов – основа для описания опыта работы.Обработка фактического материала. Выявить систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности. Рекомендуется соблюдать логику:-описание явлений-классификация- установление связей между задачей. Деятельностью педагога и учащихся- выявление причин высокой результативностиоценка опытаОпределение, на каких психолого – педагогических концепциях базируетсяЧто дает данный опыт развитию личности учащихсяФормулирование основной идеи опытаФормы обобщения опыта