Творческий отчёт как форма предъявления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период
Форма аттестации – это чёткая ,протекающая во времени организация аттестационного процесса, взаимосвязанная с экспертной деятельностью.Формами аттестации как оценки компетентности педагога на первую или высшую квалификационную категории будут: - аналитический отчёт - творческий отчёт - участие в научно-методической выставке - научно-практическая конференция - брифинг - презентация авторских учебных программ, методических разработок и пособий - публичная защита опытно-эспериментальных разработок
Защита творческого отчёта - одна из форм проведения экспертизы профессиональной компетентности педагогических работников, позволяющая педагогу комплексно представить результаты своей деятельности и условия их достижения.Творческий отчёт должен позволить экспертам в комплексе оценить целостную систему профессиональной деятельности аттестуемого педагога. Поэтому он должен содержать не только анализ и оценку результатов деятельности педагога, но и спроектированный по этим результатам план предстоящей деятельности на последующий период.
Понятие о творческом отчёте: Это претендующее на новизну и оригинальность формы и результата квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему профессиональной деятельности аттестуемого.Это комплексное мероприятие, выявляющее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических, социальных проблем. Это форма испытания, в ходе которого педагогический работник на основе материалов самоанализа и портфолио представляет свидетельства своего профессионализма.Это форма аттестации, которая заключается в отчёте аттестуемого о научно-методической деятельности, претендующей на новизну ,оригинальность по своей сути и форме, а также о её результатах.Это комплексное мероприятие, которое предусматривает слушание доклада, проведение открытого урока (внеклассного мероприятия), организацию выставки, наглядно отражающих пропагандируемую систему работы.
Основные компоненты творческого отчёта: 1 ) «визитка» (представление)2) доклад аттестуемого раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой ,и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога;3 иллюстрации к докладу (по выбору аттестуемого), отражающие проблему, над которой работает педагог, это может быть: - показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий; - демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результативности деятельности; - предъявление наглядного, дидактического, видео и фотоматериала, созданного педагогом; - организация методической выставки и т.п.
Требования к докладу: Чёткая формулировка темы, отражающая основную идею опыта;обоснование актуальности и практической значимости опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса;научное обоснование опыта (теоретическая база);описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приёмы, методы педагогической деятельности;анализ результатов деятельности и условий достижения результата;полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;длительность апробации опыта;планирование деятельности на следующий период, прогнозирование результатов обучения и собственной деятельности;возможность применения опыта другими педагогическими работниками.
Требования к открытому занятию: чёткое определение темы, цели в соответствии с идеей опыта;тщательный отбор содержания, форма, методов, приёмов работы для акцентирования внимания на ведущих элементах опыта;выделение главного в содержании урока, мероприятия.
В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить: варианты авторских программ для организации различных урочных и внеурочных занятий, статьи, доклады;методические разработки по отдельным темам или разделам программы, поурочные планы;авторские образцы дидактического материала ,наглядных пособий и промежуточной экспертизы знаний учащихся;рисунки, поделки детей и т.д.
Критерии оценки творческого отчёта: обоснованность необходимости и актуальности содержащихся в отчётах изменений методики, образовательной программы, образовательной технологии;наличие обоснования результативности и эффективности изменения педагогической деятельности;качество выступления.
Оценка соответствия аттестуемого педагога квалификационным характеристикам (категориям) по итогам творческого отчёта I квалификационная категория - раскрытие темы на основе анализа имеющегося передового педагогического опыта (ППО). Внедрение изученного ППО в практику работы, наличие элементов творческого подхода и на этой основе получение положительных результатов обучения и воспитания учащихся, наличие творческих работ по данной теме, достижение устойчивой результативности труда на основе внедрения творческих разработок в процессе обучения.Высшая квалификационная категория – выполнение требований к I квалификационной категории и анализ самостоятельно разработанных и апробированных творческих достижений педагогических технологий или их элементов, которые могут быть рекомендованы к распространению), умение анализировать свою деятельность, представление перспективы развития, видение путей совершенствования своей деятельности.