Анализ современного урока
Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции«В.А. СухомлинскийУчитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА Краткий Структурный Аспектный Полный Комплексный
Краткий анализ проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает началодругому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.
Структурный анализ Является основой для всех анализов и проводитсявслед за кратким. Определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Аспектный анализ Осуществляется на основе структурного.Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока.
Аспектный анализ
Полный анализ Система аспектных анализов. Полный анализ является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.
СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКААнализ цели урокаАнализ, структуры и организации урока Анализ содержания урокаАнализ методики проведения урока (деятельность учителя)Анализ работы учащихся на урокеАнализ домашнего задания Оценка санитарно-гигиенических условий урокаПсихологический анализ урока ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Анализ цели урока 1. Правильность и обоснованность цели урока 2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.3. Степень достижения поставленной цели.
Анализ, структуры и организации урока Соответствие структуры урока его цели и типу.2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.4. Рациональность использования оборудования кабинета.5. Научная организация труда учителя и учащихся.6. Организация начала и конца урока.7. Оптимальный темп ведения урока.8. Наличие плана и степень его выполнения.
Анализ содержания урока Соответствие содержания урока требованиям стандарта.Логичность изложения. Доступность изложения.Научность изложения.Связь содержания урока с жизнью. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:а) темы урока;б) цели урока;в) возможностей класса;г) возможностей самого учителя;д) учебно-материальной базы.2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.3. Формирование у учащихся новых понятий.4. Актуализация спорных знаний.5. Качественное освоение нового материала.6. Использование средств обучения.7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.8. Педагогическая техника учителя.
Анализ работы учащихся на уроке 1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.2. Интерес к теме или к уроку.3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.4. Выполнение учащимися единых требований.5. Наличие навыков самоконтроля.6. Качество знаний и умений учащихся.7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.8. Культура межличностных отношений.9. Реакция на оценку учителя.
Анализ домашнего задания 1.Методы и приемы проверки домашнего задания.2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.3. Объем домашнего задания.4. Характер домашнего задания.5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.7. Методика задания на дом, инструктаж.8. Предполагаемая отдача от заданного на дом.
Оценка санитарно-гигиенических условий урокаКлассная доска.2. Уровень освещенности, чистота помещения.3. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.5. Применение наглядности, соответствующей нормам.6. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования) Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).Развитие внимания.Развитие и тренировка памяти учащихся.Развитие мышления учащихся.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ1. Оценка самоанализа урока учителем.2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.3. Аргументированная характеристика достоинств урока:элементы творчества, находки, результативность.4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.