Готовность к школе МОУ-СОШ № 2 г. Богданович Свердловской обл.Зенкова Ольга Петровна – зам. директора по УВР, высшая квалификационная категория
Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Готовность к школе Психологическая готовностьИнтеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовностьЗдоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовностьЧтение, счет, учебные умения
Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.Успешное усвоение школьного материала.
Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем.Запас знаний, усвоенных в системе.Желание узнавать новое, любознательность.Развитие образных представлений.Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.Смысловое запоминание.
Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги;любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;любознателен; задает много вопросов.
Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью.Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.Просит почитать книги, дослушивает до конца.Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.Дожидается ответа на поставленный вопрос.
«Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника»:Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.Эмоционально –благополучное отношение к школе.
Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника .Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми.Способность действовать совместно с другими детьми.
Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.Умение ориентироваться на заданную систему требований.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением.Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.Стремление преодолевать трудности.Стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:играть и общаться с другими ребятами;быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке.Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.
Физическая готовность Состояние здоровья.Физическое развитие.Развитие анализаторных систем.Развитие мелких групп мышц.Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Возраст поступления в школу В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев.Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
Здоровье будущего первоклассника проблемы с зубами – 90% проблемы с осанкой – 70% лор-заболевания– 20% проблемы зрения – 10%
Учет особенностей детей 6-7 лет
Цель подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей Функции:компенсирующая;адаптивная;развивающая. Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса подготовки в школе Творчество. Учеба. Общение. Игра. Труд.
Цель учителя Создание у детей познавательной мотивации.Осуществление преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников.Развитие навыков учебной деятельности.Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению.Создание условий для всестороннего развития детей.
Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.Происходит смена ведущей деятельности.Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.Проблема сдерживания двигательной активности. Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
Схема социально-психологической адаптации школьника
Какова цена учебных достижений? Признаки переутомления:Нарушение сна.Нарушение аппетита.Плохое самочувствие.Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.Суетливость, неточность в движениях.Капризы, излишняя подвижность и агрессивностьУставший вид.
Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Спасибо за внимание!