Готовность ребёнка к обучению в школе
«Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.
Ребёнок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками
Отношение к сверстникам.Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким.Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребёнка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.Ребёнок должен уметь правильно оценивать себя и своё поведение.
Каковы критерии психологической готовности ребёнка к школе? 1. Социально-психологическая готовность к школе: Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний). Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами); Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже; больше-меньше, вперёд-назад, слева-справа); Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии.
3. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). 4. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:• уметь выделять заданный звук в потоке речи;• уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);• уметь произносить слова по слогам;• уметь составлять предложения из 3-5 слов;• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;• уметь использовать обобщающие понятия;• уметь составлять рассказ по картинке; • уметь составлять несколько предложений о предмете;• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);• уметь наизусть читать любимые стихотворения;• уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:• знать цифры от 0 до 9;• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;• знать знаки +, - , =, <, >;• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)• уметь соотносить цифру и число предметов;• уметь сравнивать две группы предметов;• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.; • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности и называть их отличительные признаки;• уметь различать диких и домашних животных;• уметь различать по внешнему виду птиц;• иметь представление о сезонных признаках природы;• знать названия 1-3 комнатных растений;• знать названия 12 месяцев года;• знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;• знать правила поведения в общественных местах и на улице.