ФГОС НПО третьего поколения Функциональный анализ трудовой деятельности по профессии (Анализ профессионального стандарта)Заместитель директора по учебно-производственной работе Яковлева Татьяна Ивановна, г.Черногорск, Республика Хакасия
Существующие подходы к определению профессионального стандарта В настоящее время отсутствует единое определение профессионального стандарта, как в отечественной, так и в зарубежной практике Существующие определения профессионального стандарта формируются с учетом специфики решаемых задач и интересов разрабатывающих их субъектов Профессиональный стандарт – нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятель-ности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям (РСПП) Профессиональный стандарт - нормативный документ, предназначенный для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов (Минтруд России)
Зарубежная практика разработки профессиональных стандартов Практика утверждения профессиональных стандартовПрофессиональные стандарты утверждаются государством, как отдельные документы (Великобритания)Профессиональные стандарты утверждаются структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании образовательных стандартов и программ обучения (Франция, Нидерланды)
Отечественная практика разработки профессиональных стандартовРазработка профессиональных стандартовРазработка профессиональных стандартов в России осуществлялась Министерством труда и социального развития Российской Федерации в период с 1998 г. по 2004 г.Были разработаны следующие нормативные документы срок действия которых составлял 2 года Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (Постановление Минтруда РФ от 17.05.1999 N 8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии», утратило силу);Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» (Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах», утратило силу);Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала» (Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 36 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала», утратило силу) и др.
Отечественная практика разработки профессиональных стандартов Разработка и внедрение профессиональных стандартов в различных областях ведется Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Разработаны следующие документы:Положение о профессиональном стандартеМетодика разработки профессиональных стандартовПорядок экспертизы проектов профессиональных стандартовРекомендации по оформлению профессиональных стандартов и др.Разработаны и утверждены ряд ПС (в области авиастроения, информационных технологий, индустрии гостеприимства, индустрии питания)
Отечественная практика разработки профессиональных стандартов Недостатки и преимущества практики разработки профессиональных стандартов Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)Положительные результаты данной работы: В ряде хозяйствующих субъектов на основе профессиональных стандартов были разработаны программы внутрифирменной подготовки кадровОрганизация диалога между бизнесом и властью по данной проблемеОтрицательные стороны данной работы:ПС отражают интересы работодателей как стороны трудовых отношений и зачастую имеют завышенные требования к уровню квалификации работниковЛокализованность разработки профессиональных стандартов в пределах ограниченного круга работодателей ( не носит всеобщего характера) Данная разработка весьма трудоемка и сопряжена со значительными финансовыми затратами Отсутствие необходимого опыта по разработке профессиональных стандартов и слабая разработанность механизмовОтсутствие закрепленного в государственных нормативных документах статуса профессионального стандарта
ЕТКС и ЕКС. Краткие характеристики. Минусы и плюсыЕдиный тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - характеризует труд рабочих с точки зрения:выполняемых работ;требований к знаниям и навыкам, необходимым для выполнения работ по профессии;тарифных разрядов, дифференцированных в зависимости от сложности трудаЕдиный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) - характеризует труд служащих с точки зрения:выполняемых должностных обязанностей;требований к знаниям, необходимым для выполнения возложенных должностных обязанностей;требований к квалификации, необходимых для выполнения должностных обязанностей.Положительные стороны системы:большой объем разработок (описано 5,5 тыс.профессий рабочих и более 2 тыс. должностей служащих )единая методологиячеткость и универсальностьнормативный характер информации (в виде НПА)носит характер методических рекомендаций со стороны государстваотсутствие корпоративных и внутриотраслевых ограничительных факторов (в виде завышенных требований к квалификации, ограничений допуска в профессию и др.) Отрицательные стороны системы:неактуальность некоторых должностных обязанностей, характеристик работ (часть из них устарела)отсутствие ряда профессий и должностей, появившихся в условиях рыночной экономики (особенно касается должностей служащих)наличие несвойственной в условиях современной экономики функции тарификации работв отличие от профессиональных стандартов, ограничено внутреннее содержание (состоят из трех частей)несоответствие потребностям рынка труда в условиях децентрализации экономикиВывод: традиционная система ЕТКС и ЕКС не полностью удовлетворяет реальным потребностям управления в современных условиях, но может быть модернизирована
Целесообразность интеграции профессиональных стандартов в систему ЕТКС и ЕКС Отсутствуют правовые препятствия для интеграции профессиональных стандартов в систему ЕТКС и ЕКСИнтеграция в систему ЕТКС и ЕКС профессиональных стандартов необходима, поскольку действующая система квалификационных справочников охватывает широкий спектр профессий рабочих и должностей служащихРазработана единая методологическая база формирования квалификационных характеристик Квалификационные характеристики и тарифно-квалификационные характеристики, из которых состоят ЕТКС и КС представляют собой «усеченный» вариант профессиональных стандартов, поскольку их разделами «должностные обязанности/работы», «требования к квалификации» и «требования к знаниям» охватываются основные блоки «профессиональных стандартов»Разработка ПС на основе уже существующих ЕТКС и КС позволит наиболее полно охватить весь спектр профессий и должностей работников, используя при этом большой объем уже наработанных и прошедших апробацию материаловДействующие справочники ЕТКС и КС нуждаются в переработке, как по своей структуре, так и по содержанию. Необходима модернизация этих документов и приближение их к нормативным документам (профессиональным стандартам), применяемым в международной практике для решения задач, стоящих на современной этапе экономического развитияПрофессиональные стандарты должны носить характер государственных нормативных требований для того, чтобы обеспечить защиту трудовых прав граждан и избежать формирования «элитных закрытых рынков труда»
Определение профессионального стандарта (предлагаемое для использования в Российской Федерации)Профессиональный стандарт – нормативный документ, устанавливающий требования к работнику, необходимые для выполнения определенной трудовой функции.Профессиональный стандарт (квалификационная характеристика) ЕТКС и ЕКС - нормативный документ, устанавливающий на государственном уровне минимальные требования к работнику, необходимые для выполнения определенной трудовой функции.Дополнительные требования к работнику могут устанавливаться в добровольных профессиональных стандартах корпоративного или отраслевого уровней (при условии их согласования в рамках системы социального партнерства).
Цели разработки ЕТКС и ЕКС с учетом введения в них элементов профессиональных стандартов ЕТКС и ЕКС разрабатываются в целях:
Основные задачи ЕТКС и ЕКС с учетом введения в них элементов профессиональных стандартов систематизация и учет квалификационных требований (профессиональных стандартов)методическое обеспечение системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров информационное сопровождение профессионального подбора и отбора;определение базовых компетенций работников;недопущение дискриминации при трудоустройстве
Медведев заявил о необходимости создания в России системы профессиональных стандартов.31.08.2010г. сформирован перечень поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Госсовета РФ по профессиональному образованию и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.Все эти задачи, сформулированные Президентом, будут формировать основу современной системы обращения и признания квалификаций (сертификация персонала), которая развернет систему образования под реальные потребности работодателей.
Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификацийПрофессиональные стандартыНациональная рамка квалификацийКаталог рекомендованных образовательных программКаталоги национальных квалификацийНезависимая система оценки результатов обучения и сертификации квалификаций персонала
Система сертификации квалификаций Цели:осуществление сертификации;содействие повышению качества, конкурентоспособности рабочей силы России;содействие развитию системы профобразованияЗадачи:Удостоверение соответствия квалификации ПС;Разработка и актуализация документов по сертификации;Аккумулирование информации о качестве ПС;Разработка процедур и инструментов сертификации и др.Принципы
Национальная рамка квалификаций (НРК) РФ - ИНСТРУМЕНТсопряжение сфер труда иобразования обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых в РФ, и основных путей их достиженияЗадачи в области образования и управления персоналом: - разработка ПС, ФГОС, программ ПО;- создание отраслевых квалификационных и тарифных систем; - разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций - ФГОУ - разработчики ФГОС и ПС - органы управления образованием субъектов РФ - руководители корпоративных объединений - членов РСПП
Соглашение о взаимодействии 25 июня 2007 года Министерства образования и науки Российской Федерации Российского союза промышленников и предпринимателейНациональная рамка квалификацийПрофессиональные стандарты
КОМПЕТЕНЦИИ – ТОЧКА ОТСЧЕТА В НРК РФ
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НРК РФ НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам Европейского сообщества и других стран:преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации;учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ)
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены характеристики (дескрипторы):общей компетенции умений знанийкоторые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широту полномочий и ответственность;сложность деятельности;наукоемкость деятельности
ПОКАЗАТЕЛЬ № 1 «ШИРОТА ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Определяет общую компетенцию работника
ПОКАЗАТЕЛЬ № 2 «СЛОЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Определяет требования к умениям
ПОКАЗАТЕЛЬ № 3 «НАУКОЕМКОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»Определяет требования к знаниям, используемым в ПД
Таблица дескрипторов НРК РФ (фрагмент)
Национальная система квалификаций
Работодатели(по областям деятельности)область принятия решений сферой образования – чему и в какой последовательности учить студента, чтобы на выходе из образовательного процесса выпускник обладал компетенциями, заявленными работодателем и, соответственно, был востребован на рынке труда.ПС – профессиональный стандарт;Кр – требования работодателей к компетенциям работника в области конкретного вида экономической (профессиональной) деятельности, зафиксированные в ПС;Кобр – компетенции выпускника образовательного учреждения, которыми он должен обладать на выходе;ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Профессиональные стандарты ИНДУСТРИИ ПИТАНИя
Характеристики квалификационного уровня - вынесены «наверх» перечни знаний и умений, необходимых для выполнения всех единиц профессионального стандарта данного квалификационного уровня
Макет тарифно-квалификационной характеристики (профессионального стандарта) по профессии рабочего
Макет квалификационной характеристики (профессионального стандарта) по должности служащего
Преимущества введения профессиональных стандартов в систему ЕТКС и ЕКС Интеграция профессиональных стандартов в действующую систему трудового законодательства Использование существующих квалификационных характеристик ЕТКС и ЕКС в качестве основы для разработки профессиональных стандартовСохранение нормативного статуса действующих ЕТКС и ЕКС в условиях перехода к профессиональной стандартизации Профессиональные стандарты станут инструментом государственного регулирования рынка труда (качество рабочей силы, «порог вхождения в профессию», ориентиры для системы образования, уровни ограничения для иностранной рабочей силы, защита трудовых прав граждан и др.)
Источники информацииДанные научно-исследовательскиого института труда и социального страхования Минздравсоцразвития РоссииМакет профессионального стандарта, утв. Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. - http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/model-of-professional-standard Материалы Национального Агентства Развития Квалификаций (НАРК)-http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/national-register- Национальная рамка квалификаций РФМатериалы Третьей Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: роль университетов»
Спасибо за внимание !Успехов в работе !