Условия, способствующие эмоциональному благополучиюшкольников
В системе учитель-ученик, воспитатель – воспитанникмежличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд педагога — это общение с детьми на заданную тему.И очевидно, что только в том случае оно достигает хороших результатов, если школьники и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности эмоциональных состояниях.
Исследование общения показывает, что поведение, мимика, жесты, интонация, темп движений и пр. являются сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических состояниях партнерапо деятельности.
Деятельность и общение педагога и школьников являются основными элементами учебно-воспитательной ситуации
Снижение интенсивности положительных состояний педагога актуализирует отрицательные деятельностные состояния учащихся и уменьшает их положительные эмоциональные состояния.Что, в свою очередь, увеличивает выраженность комплекса отрицательных состояний и уменьшает интенсивность блока положительных состояний.
Положительные эмоции - необходимое условие активности познавательного процесса, организуемого педагогом на занятии. Сам акт восприятия учебной информации в состоянии эмоционального комфорта или даже подъема становится более богатым, объемным, впечатляющим.
Переход знаний во внутренний мир личности невозможен без их эмоционального переживания, пристрастного осмысления. Интеллектуальные чувства (удивление, радость открытия, озарения - инсайта, ощущение тайны) являются важной психологической составляющей познавательного интереса.Без их возбуждения на занятии специальными приемами, при излишней рациональности изложения, познавательный интерес гаснет, не активизируется. Психологи отмечают, что положительное эмоциональноесамочувствие, комфорт, ярко окрашенные эмоции стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и резко повышают восприимчивость мозга к учебной информации.
Эмоции являются весьма заметным стимулятором таких важных, познавательных по своей природе, психических процессов, как память и внимание. Положительно окрашенные эмоции увеличивают силу ассоциаций; ярче, лучше запоминаются образы, которые воспринимались эмоционально. Это же относится и к вниманию: источник эмоциональных переживаний овладевает вниманием человека иногда настолько, что полностью поглощает его. Если положительные эмоции школьника стимулируют его познавательные процессы, то отрицательные переживания могут стать подчас трудно преодолимым барьером между педагогом и школьником.
барьер учебной установки, при которой школьник включается в познавательную деятельность безэмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание и воспроизведение либо ради мотива долженствования,либо ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забыванию материала. барьер авторитарности, при котором педагог эмоционально сковывает школьника безапелляционной подачей материала. В ситуации “интеллектуальной интервенции” чувства ребенка подавлены, онинтеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.
барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с педагогом, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы: стойкий страх перед педагогом, учебнойситуацией, школой в целом, протестным состоянием. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.
барьер эмоциональной невосприимчивости встречается у некоторых школьников с низкой эмоциональной культурой, не обладающих богатством переживаний, с плоским, примитивным восприятием красок мира, неразвитым воображением. Таким учащимся трудно "схватить" учебный материал во всей сложности его многоцветья и смысловыхоттенков, сопереживать педагогу.
барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на занятии. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после урока физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье школьник приносит в школу, на занятия. Эмоциональная перестройка запаздывает, происходит отключение от восприятия материала.
барьер перегрузки учащихся хорошо известен каждому педагогу. Большое количество уроков, трудных предметов, кружковых занятий, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему психофизические особенности - все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состояние детей вызывает быстрое психическое истощение детей, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке, на занятии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!