Духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении
Федеральный государственный образовательный стандарт Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества
Программа должна обеспечивать: Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;Формирование у обучающегося активной деятельностной позиции
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Ключевые понятия Концепции: Нация Национальное государствоНациональное самосознание Формирование национальной идентичности ПатриотизмГражданское общество Многообразие культур и народовМежэтнический мир и согласие Социализация Развитие Воспитание Национальный воспитательный идеалБазовые национальные ценностиДуховно-нравственное развитие личностиДуховно-нравственное воспитание личности гражданина России
Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: Готовность и способность к духовному развитию;Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;Укрепление нравственности;Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения;Развитие совести;Принятие личностью базовых национальных ценностей;Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;Способность к самостоятельным поступкам;Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;Осознание ценности других людей;Свободолюбие;Укрепление веры в Россию
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей;Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;Развитость чувства патриотизма;Забота о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации;Осознание безусловной ценности семьи;Понимание и поддержание таких устоев, как семья, любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;Бережное отношение к жизни человека;Законопослушность;Духовная, культурная и социальная приемственность поколений
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: Формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;Укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;Повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;Повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;Укреплению национальной безопасности.
Базовые национальные ценности ПатриотизмСоциальная солидарностьГражданственностьСемьяТруд и творчествоНаукаТрадиционные российские религии Искусство и литератураПриродаЧеловечество
Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога;Социально-педагогического партнерства;Индивидуально-личностного развития;Интегративности программ духовно-нравственного воспитания;Социальной востребованности воспитания
Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.С.И.Ожегов