ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА Викулов А.В.,кандидат педагогических наук, доцент,Балашовский институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Данные статистики В 2000 году желание «жить для себя» высказали 9,2% опрошенных старшеклассников, в 2003 году эта цифра возросла до 24,4%.
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства... (ФЗ РФ «Об образовании»)
ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ на современном этапе: забота о детях, будущем России; охрана национальной культуры;воспитание духовно развитой личности.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬИСТОЧНИКИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИНАУКАИСКУССТВО РЕЛИГИЯ
Эпмирическая действительность как источник духовного развития включает в себя: все многообразие объективной реальности;все связи человека с миром(семья, природа, традиции быта, образ жизни народа, окружающие люди)
Философия как источник духовного развития : ставит смысложизненные вопросы, вопросы о духовных ценностях, о смерти и бессмертии, она учит, как строить жизнь, как быть счастливыми;делает акцент на рефлексии, на философском потенциале каждого человека;сосредотачивает внимание на феномене духовности, на рассмотрении ее критериев (бескорыстность, искренность, свобода), на проблеме смысла жизни и духовных ценностей человека;помогает интегрировать знания, использовать их для личного жизнетворчества
Искусство как источник духовного развития обращено непосредственно к эмоциональной сфере человекапомогает в духовном развитии увидеть «диалектику души»;открывает широкое поле для самовыражения,развертывания своих творческих способностей;
Наука как источник духовного развития является мощным фактором развития личности, духовно-творческих ее возможностей;утверждает истину только доказательством;стимулирует развитие познавательных возможностей, творческих способностей;развивает систематичность, самостоятельность мышления, способность к поиску, свободу от авторитетов, критичность, устремленность в будущее;удовлетворяет духовную потребность в познании, этим обеспечивает духовный рост;открывает человеку широкие возможности самосовершенствования через научное творчество.
Религия как источник духовного развития предлагает практическое руководство к добропорядочному поведению;предполагает любовь как гуманность, как любовь к каждому, как веру в природные и духовные силы ребенка;раскрывает духовно-педагогический опыт русского православного подвижничества;создает огромные ценности в произведениях живописи, музыки, архитектуры и литературы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА Викулов А.В.,кандидат педагогических наук, доцент,Балашовский институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского