Из опыта работы старшей вожатойОтрубенниковой Жанны ИвановныМОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы по теме:целевая воспитательная программа «НАШИ ИСТОКИ»/составлена по программам по гражданскому воспитанию в общеобразовательных учреждениях РФ/
«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН».
Основная идея Программы: От воспитания гражданина своей страны к формированию гражданского общества и к построению правового государства.
Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Гражданское образование -это воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности.
Паспорт Программыпо гражданскому воспитанию на 2009-2011 годы Наименование ПрограммыОснования для разработкиГосударственный заказчикОсновные разработчикиЦели ПрограммыЗадачи ПрограммыБлочное направление ПрограммыСроки и этапы реализации ПрограммыОжидаемые результатыОсновные принципы Программы
Проблемы гражданского воспитания Разрыв между теорией и практикой – обучение демократии и правам человека при повсеместном нарушении этих принципов в реальной жизни, т.к. существует низкая политическая и правовая культура (слаба роль судебной ветви власти, мало примеров защиты прав человека…)Недостаточное внимание к проблемам воспитания (на первом месте по-прежнему остается обучение), финансируется воспитание в районе по остаточному принципу, специалисты сокращаются в первую очередь из среды вожатых, воспитателей.Нарастание бездуховности, социального расслоения, социальной незащищенности граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах СМИ.
К чему это приводит? Рост подростковой преступности;БеспризорностьБезнадзорностьНаркоманияСнижение общей культуры молодежиУсиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.
Цели: Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе;Формирование гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности
Задачи: Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности;Способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;Сохранение исторической преемственности поколенийРазвитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;Формирование гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природеИндивидуализация воспитания;Ликвидация правовой безграмотности и формирование правовой культуры членов детской организации и всех учащихся школы.
Основное содержание Программы Обоснование Проблемы Нормативно-правовая база Компетентностный подход в гражданском образовании РФ Развитие гражданского воспитания за рубежом Формы работы План деятельности по блокам Программы
Модернизация системы образования в России в XХI веке ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности.
Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Нормативно-правовая база Концепция модернизации до 2010 года«О гражданском воспитании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации». Письмо 15.012.2003 года № 13-51-08/13.«О повышении воспитательного потенциала в образовательном учреждении». Письмо министерства образования и науки РФ от 02.04.2002 года.«Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования». Письмо министерства образования России от 15.12.2002 года № 30-51-914/16
Компетентностный подход в гражданском образовании России
компетенции- знания, умения, навыки, а также результаты обучения, система ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки.
Через компетентностный подход в образовании отражен такой вид образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых функций социальных ролей, компетенций.
Гражданское воспитание за рубежом Во всех европейских странах разработаны программы по гражданскому воспитанию.Гражданское образование вводится в содержание школьного курса в качестве отдельного предмета или факультатива.Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания, которые помогают учащимся подготовиться к жизни в современном обществе.
Основная идея всех программ по гражданскому воспитанию в ведущих странах мира заключается в идеи ненасилия как основы мира, воспитание граждан в духе толерантности, уважения к правам и законам, любви к своей Родине.
Формы работы БеседыВстречи с интересными людьми, ветеранамиКонкурсыПосещения музеев и выставокПраздники, в т.ч. семейныеКоллективные творческие делаВикторины, акции, диспуты, игрыУстные журналы, лекторииЧасы общенияКонсультированиеМероприятияАнкетирование
Тезаурус/словарь/ ЛитератураОглавлениеПриложения
Выход из Программы Сформированность гражданственности как личностного качества у учащихся.Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.Изменение социальной и гражданской позиции учащихся.Определение системы дальнейшей деятельности по гражданскому воспитанию учащихся.
Гражданственность - Наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни, в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.Уважение и доверие к государственной власти.Способность выполнять свои обязанности.
Электронный адрес [email protected]