Педагогический совет Воспитательная система класса в учебно-развивающем процессе гимназии
Повестка педагогического совета. Анализ воспитательной деятельности классных руководителей начальной и основной средней школы. Знакомство с научно обоснованными представлениями о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания.Знакомство с уже существующими в воспитательной практике моделями систем воспитания учащихся в классе.Работа в группах: проектная мастерская «Моделирование воспитательной системы класса».
Цель педагогического совета: * Расширение и углубление представлений классных руководителей, всех педагогов о воспитательной системе класса, путях и способах её моделирования. * Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы.
Задачи педагогического совета. Проанализировать воспитательную работу классных руководителей гимназии.Формировать научно обоснованные представления о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания.Смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в гимназии путём активизации деятельности классных руководителей.Определить пути и способы освоения педагогами технологии моделирования воспитательной системы в классе.
Концепция воспитательной системы класса Воспитательная система – целостность упорядоченных целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействие социальных общностей школы (педагогический коллектив, ученические классы, неформальные объединения, родительская общественность).Воспитательная система – это объединение разнообразия воспитательной работы и воспитывающей деятельности в условно-органическую целостность, принятую всеми и облегчающую взаимоотношения субъектов образовательного и дообразовательного (внеурочного) совместного гуманистического сотрудничества, сотворчества. С.А. Шмаков, профессор, доктор педагогических наук.
Воспитательная система класса Комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества
Цели воспитательной системы класса. ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:Управление процессом развития личности.Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:Формирование коммуникативных навыков.Самореализация.Формирование «Я – концепции».ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:Научение социальным навыкам.Адаптация к социуму.ДЛЯ ШКОЛЫ: * Включённость класса в воспитательную систему школы в качестве её компонента.
Приоритетные воспитательные задачи Формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.Способствование воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей.Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям.Интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся. Сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся.Выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к активной деятельности в разных сферах.Развитие навыков поискового мышления.Формирование экологической культуры.Воспитание у детей патриотических чувств гражданина России.Укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенствование.Способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.
Участники воспитательной системы класса Классный руководитель.Учащиеся класса.Родители учащихся.Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Принципы построения воспитательной системы класса Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей.Принцип индивидуализации и дифференциации.Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса.Принцип сотворчества детей и взрослых. Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки;Принцип открытости и доброжелательности.Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.
Принципы деятельности
Главный принцип: воспитание – это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.Человеку нужно быть нужным.Скажи мне – я забуду.Покажи мне – я запомню.Позволь мне сделать – я пойму.Уважение детского незнания.
диагностика
Изучение особенностей ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более экономной и рациональной. НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ:Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:- общие сведения;способности;темперамент;тип личности в общении;самооценка;успешность в деятельности;уровень воспитанности. * Изучение межличностных отношений:социометрия;социально-педагогический климат в классе. * Формы диагностики:анкетирование;тестирование;наблюдения;беседы.
Работа с родителями Суть взаимодействия классного руководителя и родителей – обе стороны заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.Основа взаимодействия – принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями Анкетирование.Беседы.Консультации.Родительские собрания.Посещение семьи.Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.Организация совместных праздников.
Содержание деятельности классного коллектива:серия классных часов с определенной тематикой;совместные трудовые дела;встреча с интересными людьми;проведение народных праздников;подготовка концертов;проведение походов, экскурсий;проведение олимпиады знаний;спортивные игры;благоустройство класса, школы, микрорайона;озеленение класса, школы, микрорайона;развлекательные мероприятия;свободное общение;деловые игры;внеклассные мероприятия;поручения в классе;работа органов классного самоуправления в классном коллективе;поисковая деятельность;волонтерское движение, забота о людях (помощь ветеранам, пожилым в микрорайоне);
Направления воспитательной работы
Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях. Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование ВС осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах. УЧЕНИЕЦель: развитие познавательной активности.Задачи: Формирование потребности в самообразовании.Развитие умений и навыков в учебной деятельности.Выявление индивидуальных способностей.Развитие самостоятельности мышления. Формы реализации:Олимпиады по предметам.Тематические КВНы, брейн-ринги.Викторины.Мозговые штурмы.ТВОРЧЕСТВОЦель: развитие творческой активности.Задачи: Выявление и развитие индивидуальных способностей.Развитие умений и навыков в творческой деятельности.Развитие творческого воображения.Формы реализации:Конкурсы. Выставки.Концерты.Уроки творчества.
ЗДОРОВЬЕЦель: формирование потребности в здоровом образе жизни.Задачи: * Приобщение детей к здоровому образу жизни.* Обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения. Формы реализации: лекции и беседы, конкурсы плакатов и газет, спортивные соревнования ,диспуты, ролевые игры. ОБЩЕНИЕ Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.Задачи: * развитие чувства собственного достоинства, социальной восприимчивости, социального воображения; способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;Развитие способности к самопознанию, самоанализу.Обучение коммуникативным навыкам. Формы реализации: Тренинги общения, ролевые игры. Вечера отдыха, дискотеки, экскурсии.Встречи с интересными людьми.КТД. КОЛЛЕКТИВЦель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.Задачи: * развитие коммуникативных навыков, укрепляющих коммуникативные навыки.Повышение самооценки через получение позитивной обратной связии поддержки от группы.Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов. Формы реализации:Тренинги общения, ролевые игры. Вечера отдыха, дискотеки, экскурсии.Встречи с интересными людьми.КТД, КВН, акции, проекты. Посещение театров, музеев, выставок.
Органиграмма ВС класса.
Моделирование воспитательной системы класса
1. Более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу.2. Сосредотачивать усилия на выявлении и решении наиболее важных педагогических проблем.3. Согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.4. Учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и увлечения. 5. Стремиться к созданию условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитания мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, , занимающего активную жизненную позицию в ней.
Компоненты воспитательной системы класса 1. Индивидуально – групповой:классный руководитель (воспитатель)учащиеся;родители;педагоги и другие взрослые. 2. Ценностно – ориентационный: * название воспитательной системы;цели и задачи воспитания;принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса;перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Функционально – деятельностный:системообразующий вид деятельности;формы и способы организации совместной деятельности и общения;основные функции системы;педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Компоненты воспитательной системы класса 4. Пространственно-временной:эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;внешние связи и отношения коллектива;место и роль класса в воспитательной системе школы;этапы развития воспитательной системы. 5. Диагностико-аналитический.* критерии эффективности воспитательной системы;* методы и приёмы изучения, анализа и оценки её результативности.
Цель воспитательной системы: Содействоватьформированиюшкольника каксоциально зрелойличности
Задачи воспитательной системы: Формирование образованности, нравственности, мобильности, предприимчивости в ситуации выбора.Прогнозирование возможных последствий своих действий.Развитие чувства ответственности за себя и окружающих.
Основные направления воспитательной деятельности Изучение учащихся класса.Проектирование целей, перспектив.Сплочение и развитие классного коллектива.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРУЮЩАЯРЕГУЛИРУЮЩАЯРАЗВИВАЮЩАЯ
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА Количество детей, занятых в системе мероприятий.Социальная активность (кол-во участников в акциях, движениях).Степень участия родителей.
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВОСПИТАННОСТЬ УЧАЩИХСЯУРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙПОВЫШЕНИЕ РОЛИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КРИТЕРИИ:1. Интеллектуальная компетентность:Освоение образовательной программы.Развитость познавательных интересов.Способность к проведению научного поиска.2. Нравственная компетентность:Сформированность основных нравственных качеств личности.Социальная активность учащихся.3. Коммуникативная компетентность:Коммуникабельность.Сформированность коммуникативной культуры учащихся.4. Развитость креативных способностей:Способность к оригинальному мышлению.Стремление к творчеству. 5. Сформированность классного коллектива:Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.Сформированность индивидуальности классного коллектива.6. Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества:Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности коллектива.Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВС КЛАССА 1. Психолого- педагогическая характеристика класса (группы).Недостаточно чётко описаны преобладающие ценности и интересы учащихся.Информация о классе не носит личностно-ориентированный характер.Нет сведений о родителях и друзьях класса.Не представлены достоинства, недостатки, проблемы жизнедеятельности класса и воспитания его членов.Не изложены результаты психолого-педагогической диагностики.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВС КЛАССА 2. Цели и задачи воспитательной системы.Принципы и перспективы жизнедеятельности коллектива класса (группы).Не сформулирована ключевая идея воспитательной системы, есть ли её название.Не связано содержание цели с процессом развития детей, недостатками и проблемами в жизни класса.Не соответствуют задачи целям.Цели и задачи не являются диагностичными.Смешение «жанров» формулировки принципов, неоправданное их копирование.Отсутствие опоры на теорию воспитания.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВС КЛАССА 3. Механизм функционирования и построения воспитательной системы.Не выделен приоритетный вид (направление) деятельности.Не обозначены его связи с другими видами деятельности. Не представлены системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса (воспитательный комплекс, социально-педагогический проект, целевая программа).Не описана роль классного руководителя.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВС КЛАССА 4. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.Несоответствие критериев целям и задачам ВС класса.В диагностический инструментарий не включаются современные методики психолого-педагогической диагностики