ВОСПИТАНИЕ РОССИЯНИНА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая необходимость- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ БЫ УЧИТЫВАЛА НЕ ТОЛЬКО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НО И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДОВ МИРА И СТРАНЫ.
ЗАДАЧА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - СПЛОЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИ РАЗНОАСПЕКТНОГО И МОЗАИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБЪЕДИНЯЕМОЕ ОБЩИМИ ЦЕННОСТЯМИ ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВАННОЙ НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗМА, ТОЛЕРАНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ МИРА
«Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования» Принципы:Природосообразность; Я – природа.Культуросообразность: Я – культура.Гуманизм; Я – человек.Поликультурность; Я – гражданин.Народность; Я – русский, татарин, аварец…Духовность; Я – совесть.Толерантность
Концептуальные позиции воспитания россиянина: Целостность всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию ценностей россиянина.Создание воспитательной среды.Активная взаимосвязь с семьей, общественными организациями и другими ведомствами в деле воспитания школьников.
Концептуальные позиции воспитания россиянина: 4.Интеграция ценностей этнокультуры и общероссийской, мировой в содержании образования.5.Учет региональных особенностей и активное использование воспитательного потенциала административного округа.6.Совершенствование общекультурной компетентности педагогов в дел воспитания.
Стратегическая цель: воспитание личности россиянина. ПОДЦЕЛИ: ФОРМИОРВАНИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ЦЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ РОССИЯНИНА;ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К РОДНОЙ СТРАНЕ, ВСЕМ ЕЕ НАРОДАМ, К РОДНОМУ ДОМУ И ПЛАНЕТЕ В ЦЕЛОМ;РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВКЛАД В СОЗИДАНИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
ЗАДАЧИ: СФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВОЙ КУЛЬТУР;ПРИОБЩИТЬ ШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО НАРОДА, ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ;РАЗВИТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ЗАДАЧИ: ВОСПИТАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ;ВОВЛЕЧЬ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КРУЖКИ, СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ, КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ ) ДЛЯ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ;СФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, ЛИДЕРСКИЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА У ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИВАТЬ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ;ВОСПИТАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ, ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ РАВЕНСТВА, СВОБОДЫ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕХ НАРОДОВ РОССИИ И МИРА.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ РОССИЯНИНА Целостность знаний у учащихся о российской, национальной и мировой культур;Положительное отношение к самому себе как гражданину своей страны и представителю своего народа;Уважительное отношение к другим народам нашей страны и мира;Практическая направленность личности в различных видах деятельности.
Комплексная программа воспитания россиянина
Доминирующие ценности: повышение качества образования;трудовая подготовка и профессиональная ориентация школьников;эволюция этнокультурного образования в контексте общероссийского;сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;воспитание гражданской, духовно-нравственной личности, личности россиянина.
Профили воспитательной работы школы: научно-исследовательский;художественно-эстетический;информационно-коммуникативный;спортивно-оздоровительный;общественно-трудовой.
Направления научно-исследовательской работы учащихся: традиции гражданственности и патриотизма в истории российских народов;воспитательные ценности народной педагогики;толерантность и культура мира как ценность национального характера россиянина;полилог религиозных культур на пути к миру;вклад музыкальной и художественной культуры народов в общероссийскую;личность в истории российских народов.
информационно-коммуникативный профиль: цель: активизация познавательной деятельности учащихся в области ценностей российской, национальной и мировой культур.Формы и виды: брифинги, выпуск школьных вестников (радио, TV), выпуск школьных газет, диспуты, конференции, дискуссии, клубы старшеклассников.
художественно-эстетический профиль: цель: развитие у учащихся положительного эмоционального отношения к ценностям российского народа.Формы и виды: кружки, студии, школьные театры, проекты, концерты, конкурсы,…
спортивно-оздоровительный профиль: цель: использовать возможности школы по укреплению и сохранению физического, психологического, социального и духовного здоровья школьников.Формы и виды: дни здоровья, спартакиады, веселые старты, динамические паузы на уроках, комплексные программы по обучению здоровью; проекты; профилактика употребления алкоголя, наркотиков, табака; акции, встречи с сотрудниками МЧС, МВД, врачами.
общественно-трудовой профиль: цель: эффективное развитие детских общественных организаций, которые становятся основой детского самоуправления.Главная стратегическая задача: формирование активной жизненной позиции, гражданственности и политической культуры на основе традиций дружбы, взаимоуважения ответственности, толерантности и культуры мира.
Подпрограмма «Воспитание толерантности и культуры мира у школьников» Стратегическая задача образования в XXIвеке: научить детей жить вместе, независимо от государственных границ, рас, национальностей и вероисповеданий».Основные цели - формирование толерантности и культуры мира у школьников на основе образовательного ресурса.Задачи: Формирований знаний школьников о правах человека, гражданских обязанностях и нормах.Развитие познавательной активности и самостоятельности в условиях знаний о российской, национальной и мировой культурах; гармоническое развитие человека и единства общества.Воспитание в духе патриотизма, гражданственности и раскрытие таких понятий: чувство долга, ответственность, патриотизм, гражданское общество, коллективизм, активная жизненная позиция.
«Воспитание толерантности и культуры мира у школьников» Основные цели - формирование у детей положительного отношения к людям другой национальности, вероисповедания, к их культурным традициям и особенностям.Задачи:Формирование знаний школьников о национальных культурах народов России и мира: языка, литературы, музыки, истории, искусства, быта и традиций, иностранных языков и культуры их носителей.Развитие умений жить в мире и согласии с другими людьми, народами, решение конфликтных ситуаций мирным путем, умение спорить и дискуссировать, критиковать и защищать свои интересы и интересы народов.Воспитание уважения к особенностям и инокультурам других людей: другому полу, национальности, возрасту, традициям, склонностям.
«Воспитание толерантности и культуры мира у школьников» Основная цель - формирование поведенческих стереотипов на основе толерантности и гражданственности.Задачи:Формирование гражданской позиции личности: долга как системы требований общества и государства; ответственности, как свойства личности; активности как меры участия; свободы как способности личности; достоинства; политической культуры.Развитие умений и навыков культивирования гражданских добродетелей: защита прав человека, оценка гражданских прав в стране, стремление к социальному, экономическому единству и гармонии.Воспитание гражданина мира, патриота своей страны и народа: целеустремленность, самостоятельность, организованность.
источники (http://mov.gov.ru/) «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации».«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" (А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009).