Нравственное воспитание школьников
Средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов: — формирование потребности в здоровом образе жизни;— патриотическое воспитание;— формирование духовности средних школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;— эстетическое развитие детей;— развитие детского общественного движения;— совместная работа школы и семьи.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Нравственное воспитание включает в себя восемь основных направлений: Первое направление — диагностическое.Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
Второе направление — «Воспитание духовности»Цель: формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.Формы: беседы, классные часы, конкурс «Все привыкли мы к порядку…», показ коллекции «Школьная мода».
Третье направление — «Здоровье плюс…»Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивномассовые и физкультурнооздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», Дни здоровья, конкурсные программы «Здоровая семейка» и т.п.), турниры, соревнования, походы.
Четвертое направление — «Новое поколение»Цель: овладение средними школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой.
Пятое направление — «Экология»Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, детское экологическое движение «Зеленая планета», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурсы «Знатоки природы — лучшие читатели», экологические десанты.
Шестое направление — «Исток»Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.Формы: психологопедагогическое просвещение родителей, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.
Седьмое направление — «Красота спасет мир»Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи с интересными людьми — художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.
Восьмое направление — «Трудовое, экономическое воспитание»Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.
Ожидаемые результаты: — формирование навыков и привычек нравственного поведения;— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;— накопление и обогащение опыта нравственного поведения средних школьников путем организации их практической деятельности;— формирование у детей ответственности за свое здоровье;— вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;— снижение агрессивности в поведении школьников.