«Нравственно-патриотическое и духовное воспитание: место и роль в системе дошкольного образования»
Устный журнал:«Работа с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей дошкольного возраста»
Патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам, духовную осёдлость…
Вопросы для обсуждения: Формы работы с детьми (оптимальные для реализации поставленных целей и задач);Методы и приемы работы по данным направлениям;Игровые задания и упражнения, используемые по данным направлениям.
Духовно-нравственное воспитание - одна из линий развития дошкольника Нравственные чувства – совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизмНравственный облик-терпение, кротость, милосердие, незлобивостьНравственное поведение- рассудительность, послушание
Показатели нравственного воспитания: Понимание и определениедошкольникомсопереживания и сочувствияНаправленность. По отношению к кому ребенок направляет сопереживания и сочувствиеСитуации:в каких случаях требуется сопереживание и сочувствие другомуСпособы сочувствия к другому:каким образом осуществляется и выражается сопереживание и сочувствие к другому.
Согласны вы с тем, что особенности труда педагога, воспитателя накладывают отпечаток на его нравственность? Это можно доказать или оспорить? Почему профессия педагога, как врача, считается гуманной? С какого возраста дети начинают понимать обращение на вы? Вы учите этому своих детей? Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу, а другого не слышат? От чего это зависит, по-вашему? Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку? Как влияет стиль отношений взрослых на нравственное воспитание детей? Как вы понимаете высказывание: «Дети – наше эхо, наше зеркало?» Как вы думаете, кого видят в воспитателе дети? Как вы считаете, правильно ли ставить задачи нравственно – патриотического и духовного воспитания, начиная с раннего возраста? Многие родители подразумевают под нравственностью только внешний вид ребенка (аккуратность, опрятность и т.д.). Согласны ли вы с этим? Что посоветуете таким родителям? Какую работу проведете? Является ли проблема нравственного - патриотического и духовного воспитания актуальной в наше время?
Нравственные нормы и правила Старайся делать добро!Бойся обидеть человека!Люби и прощай людей!Поступай так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!Познай мир и себя!Стремись найти свою цель в жизни!Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям!Лучше отдай свое, чем отдай чужое!
Организация работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию
Методы и приемы по данному направлению Метод проекта; Целевые прогулки и экскурсии; Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.; Беседы с детьми о родном городе, станице; Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение); Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений; Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручения;
Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество; Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями благоустройству территории детского сада и т.д.); Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах; Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Условия создаваемые в ДОУ вместо приоритетности «воздействия» на ребёнка - принцип нравственного влияния на него только в рамках совместной продуктивной, творческой деятельности;вместо «управления» ребенком создать педагогическими средствами условия для его самостоятельной деятельности и самоопределения ;вместо жёстких требований - такт и терпение;вместо общего примера для всех детей сравнивать индивидуальные шаги развития и изменения каждого ребенка;вместо симпатий и антипатий - принятие каждого ребенка, забота о каждом, любовь к каждому, сотрудничество с каждым;процесс интериоризации ценностей, т.е. переход из области знаний в область убеждения должен осуществляться на основе свободного выбора;усвоение ценности должно реализоваться в поступках, деятельности индивида.