Мораль и нравственность (обществознание, 11 класс, профильный уровень) Автор: Зинина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43 г.Волгограда
Два мира есть у человека - Два мира есть у человека - Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант Прав ли философ?
Притча: Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду. Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .
Назовите вечные универсальные ценности
Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Приведите примеры
Чем отличается нравственность от морали?
Мораль специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Нравственность принципы реального практического поведения людей степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни Мир сущего
П. 2 § 30: Проанализируйте моральные категории Добро и зло Долг Честь и достоинство личности Счастье Совесть Моральный идеал
Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры: Общая культура Социальные интересы Цели жизни и деятельности Степень нравственных переживаний, сопереживания Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности …
Этапы формирования нравственной культуры личности
Согласны ли вы с высказыванием: «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же». К.Тосси
Обсудим: Задание № 3 Задание № 4 Источник
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: Люби людей – и ближних, и дальних. Твори добро, не видя в том заслуги. Люби мир в себе, а не себя в мире. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
Время эти понятия не стёрло. Время эти понятия не стёрло. Нужно только поднять верхний пласт. И дымящейся кровью у горла Чувства вечные хлынут из нас. Ныне присно, во веки веков, старина, И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий. «Баллада о времени»
Домашнее задание: § 30 Вопросы Задания Эссе: «Свобода – делай что хочешь?» «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу) «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)
Литература: Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010 Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009
Источники иллюстраций: http://www.childlib.ru/dep-resourses/Lihachev-zapovedi.htm http://rus.1september.ru/2001/44/1.jpg http://estb.msn.com/i/6A/3E376EE7F65287F1E7B9505A68D9FE.jpg http://img.photo.tut.ua/uzhgorod/593/16531/oldpaper236204.jpg