ДИСТАНЦИОННЬЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Клуб информационных технологийЗаседание № 1
В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у учащихся:метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях); на повышение доли самостоятельной работы учащихся; на формирование у них оценочной самостоятельности. В этих условиях широкое использование ДОТ в школьном образовании становится требованием времени.
Классификация дистанционных образовательных технологии Основными дистанционными образовательными технологиями являются: • комплексные кейс - технологии; • телекоммуникационные технологии; • интернет - технология;технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды. Допускается сочетание основных видов технологий.
Комплексные кейс-технологии Эти технологии основаны на самостоятельном изучения печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса. При этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольно-проверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями - тьюторами.
Кейс-технологии Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.
Кейс-технологии Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.
Кейс-технологии В целом внедрение кейс - технологий в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к дистанционному обучению, связанный со стремлением сохранять и использовать богатые возможности традиционных методов обучения
Особенностью учебно-методических материалов являются следующие характеристики: • полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать предмет в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем; • существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых.
Важным элементом этой технологии является традиционные занятия, периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, обеспечивающие активную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.
Телекоммуникационные технологии В основу данной группы технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение предмета на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия.
Телекоммуникационные технологии По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий — нормокомплект в соответствия с требованиями государственного образовательного стандарта. При этом используются такие формы занятий, как вводные и модульные лекции, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, тестирование, проведение консультаций по Интернет в асинхронном режиме.
Интернет - технологии Данные технологии характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. Данная группа технологий в настоящее время является самой распространенной.
Учебные материалы размещены на сервере и доступны для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. В данном виде технологий создание и использование материалов для поддержки деятельности обучающихся осуществляется через использование систем дистанционного обучения (СДО), к числу которых относится, например, система Мооdlе, которая описана в данном пособия. С использованием данных систем создается по сути дела электронный учебно-методический комплекс (ЦУМК).
Дополнительные инструменты • доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствия с графиком; • чат, предназначенный для проведения дискуссия между учителем и учащимися в режиме реального времени; • внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучены курса лекций; • инструмент для использования материалов курса; материалы, находящиеся на СD-RОМ (они создаются для разгрузки Интернет).