Материалы к педсоветуРабота по теме самообразования учителя русского языка и литературы Паньшиной И.С. Дифференцированное обучение на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Несоответствующие способностям занятия поселяют лишь отвращение к ним, которое нередко проходит во всю остальную жизнь. П.Ф.КаптеровК каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Рескин
Немного теории Дифференциация (от латинского разница) форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся . Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.
Как должен быть построен процессдифференцированного обучения, чтобыучитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.
Визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты… Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зренияАудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой каналКинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движенийДискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление. Самая немногочисленная категория. Школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Группы учащихся 6 класса ВИЗУАЛЫ – Паньшина Ангелина, Килякова Юлия – 13%АУДИАЛЫ- Большинина Анжела, Шульгина Полина, Захаров Алексей. Бызов Александр, Камаева Марина, Белоусов Алексей, Паньшина Валентина – 47%КИНЕСТЕТИКИ - Паньшин Саша, Тюрин Денис, Паньшин Витя, Паньшин Юрий, Татауров Яша, Заранков Сергей- 40%
Особенности внимания Кинестетику вообще трудно концентрировать своё внимание, и его можно отвлечь чем угодноАудиал легко отвлекается на звукиВизуалу шум практически не мешает
Особенности запоминания Визуал помнит то, что видел, запоминает картинамиАудиал – то, что обсуждал, запоминает слушаяКинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь
Кто как записывает домашнее задание? Визуал: послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано. Он легко воспримет её записанной именно на доскеАудиал: если захочет записать д/з, то переспросит, что задано. Со слуха запишет эту информацию. Или дома позвонит однокласснику.Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений
Поведение на перемене Визуал – чаще всего остается в классе или выйдет в коридор и будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенахАудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметьДля кинестетика перемена нужна, чтобы поразмяться, подвигаться.
Специалисты говорят От визуала можно требовать быстрого выполнения заданийОт аудиала немедленного повторения услышанного им материалаОт кинестетика лучше не ждать ни тго, ни другого – ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних
При выполнении работы рекомендуется Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания может чертить или рисоватьАудиалу не делать замечания, когда в процессе запоминания он издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданиемКинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки
Очень важно общаться с ребенком на «его языке» С визуалом используя слова, описывающие цвет, форму, размер, местоположение, выделяя цветом различные пункты, используя схемы, таблицы, наглядные пособияС аудиалом использовать вариации голоса, ритм речиС кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мышления; позволять им проигрывать в ролях часть информации
Замечание произведет нужный эффект Если будет сделано на «его языке»:Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;Аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений): 1 группа (А)- ученики с высокими учебными способностями2 группа (Б)- учащиеся со средними способностями3 группа (В) - учащиеся с низкими учебными способностями
Характеристика учащихся разных групп 1 группа - ученики с высокими учебными способностями Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания. 2 группа - учащиеся со средними способностями Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.
Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках Работа с группами учащихся ведётся по двум основным направлениям:1.Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.2. Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.
Примерное распределение учащихся 6 класса по группам А (сильные): Паньшина Ангелина, Килякова Юлия, Шульгина Полина, Захаров Алексей, Бызов Александр – 30%Б (средние): Большинина Анжела, Камаева Марина – 13%В (слабые): Тюрин Денис, Паньшин Юрий, Заранков Сергей, Паньшина Валентина, Белоусов Алексей,Паньшин Саша, Паньшин Виктор – 46%
Виды дифференцированных заданий 1. Предварительные задания по уровню трудности:- облегчённому;- среднему;- повышенному.2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных упражнений возрастающей степени трудности.3. Индивидуальные дифференцированные задания. (карточки, дидактический материал)4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности. (работа с текстом)6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения (к/р)7. Дифференцированные задания с разной степенью помощи (обучающие карточки)
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости – продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации
Способы дифференциации, которые могут быть использованы на этапе закрепления изученного материала Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности.Используя различные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференцирую по:1. Степени самостоятельности учащихся;2. Характеру помощи учащихся;3. Форме учебных заданий.Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).К репродуктивным заданиям относятся, например: выполнение упражнений знакомых видов, нахождение изученных орфограммК продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.Продуктивные задания, например: Классификация орфограмм, членов предложения, частей речи и т.п. На основе наблюдения сформулировать правило, найти исключения и т.п.выполнение задания разными способами (использование разных типов текстов), самостоятельное составление предложений, текстов
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: Усложнение языкового материалаУвеличение количества заданийИспользование обратного задания вместо прямого
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек и заданий
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске). На карточках могут использоваться различные виды помощи: образец выполнения задания и оформления; справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, таблицы;наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, графическая схема, таблица и др.)дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания);вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом
Задача учителя, осуществляющего дифференциацию обучения, — найти реальные возможности для учета всех физических и психических особенностей обучаемыхДифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развивающего обучения.