Диагностическая работа в ДОУ: технологии, опыт Селезнёва Мария Анатольевна воспитатель МДОУ «Детский сад №8 «Вишенка»
Система образования это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления и подведомственных им учреждений и предприятий
Цель дошкольного образования создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка
Результат хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению
Ключевые факторы качества образования в ДОУ Содержание образования и конкретные программы (комплексные и парциальные), построенные на его основе. Здоровье воспитанников. Подготовка детей к посещению ДОУ. Соответствие условий контингенту воспитанников. Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала. Положительная мотивация персонала. Технология обучения, воспитания, развития дошкольников. Диагностика состояния здоровья и развития ребенка, его обученности в соответствии с программными требованиями; готовности к обучению в школе
Педагогическая диагностика подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса
Задачи диагностики Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.Определение перспектив развития свойства (качества).
Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Принципы диагностики Краткость.Комплексность методик.Прочность.
Функция диагностики выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития
Результаты диагностики отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка
Базисные характеристики личности КомпетентностьЭмоциональностьКреативностьПроизвольностьИнициативностьСамостоятельность и ответственностьСамооценкаСвобода поведения
Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; самооценка от общей переходит к дифференцированной; возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в способности ставить перед собой цели на будущее
Диагностические методики по исследованию волевых проявлений дошкольников изучение особенностей мотивов поведения
Л.С. Выготский феномен «засушенного сердца»
Диагностические методики, направленные на изучение/исследование уровня адаптационных возможностей ребенка при поступлении его в детский сад познавательных процессов дошкольника уровня развития воображения у детей степени освоенности ребенком различных видов деятельности у ребенка ведущей руки школьной готовности ребенка
Сроки проведения диагностики Начало учебного года Середина учебного годаКонец учебного года
Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ Использование технологически не проработанных, не апробированных, имеющих сомнительную научную и практическую ценность методов диагностики
Затруднения педагогов в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения
Вовлечение в процесс диагностирования специалистов, не имеющих соответствующей квалификации Затруднения педагогов в объяснении критериев оценки исследуемого качества Не учитывание педагогами и специалистами результатов диагностики в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников
Причины недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог); отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики
Рекомендации самообразование (через посещение обучающих семинаров, прохождение КПК, консультации со специалистами)целенаправленный анализ и конкретная оценка результатов воспитательно - образовательной деятельности , выражающихся в развитии ребенка неразрывность деятельности педагога и диагностической деятельностиправильное и своевременное применение разработанных специалистами методы
Опыт работы педагога Селезнёвой М.А. по теме: «Диагностическая работа».