Фундаментальное ядро содержания общего образованияФундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.- (Стандарты второго поколения)АПК и ППРОПономарева Елена АнатольевнаК.п.н., доцентМосква 2010
Фундаментальное ядро содержания общего образованияНовые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Фундаментальное ядро содержанияобщего образования- ЧТО ЭТО?– базовый нормативный документважная составная часть новой концепции стандартов общего образования
Фундаментальноеядро содержания общегообразованияФундаментальноеядро содержания общегообразования
Фундаментальноеядро содержания общегообразованияБез освоения или знакомства с этими элементами Фундаментальногоядра содержания общегообразования уровень общего образования,достигнутый выпускниками российской школы начала XXI века, не может быть признан достаточнымдля полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Фундаментальное ядро содержания общего образования— важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, суть которой - необходимость разделения двух проблем:1) проблемы обобщенных требований к результатам образования и 2) проблемы конкретного содержания общего образования.Первая проблема — общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.
Фундаментальное ядро содержания общего образованияпозволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Фундаментальное ядро содержания общего образованияМетодологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. Теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи
Фундаментальное ядро содержания общего образованияПри всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.Ключевое отличие - суть идеологии нового образовательного стандарта заключается в том, что составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования».
Фундаментальное ядро содержания общего образованияПодобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.Реализация данного принципа - фундаментальности образования – потребует решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
Фундаментальное ядро содержания общего образования(теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи)Теоретическая основакультурологический подход к формированию содержания образования(М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков,В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
Фундаментальное ядро содержания общего образованиякультурологический подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский)Главная идея: источник формирования содержания общего образования — культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.Формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов
Фундаментальное ядро содержания общего образованиятеоретическая основа - системно-деятельностный подход(Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова)Главная идея: развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
Фундаментальное ядро содержания общего образования1. Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений:краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений; Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.
Фундаментальное ядро содержания общего образования2. Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки.3. Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы.3.1. Существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал;3.2. В данном случае более не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.
Фундаментальное ядро содержания общего образования4. Создание Фундаментального ядра — начальный этап разработки нового содержания общего образования.5. Последующие этапы предполагают:разработку концепций предметных областей;планирование результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы);разработку базисного учебного (образовательного) плана;разработку примерных программ по предметам;разработку учебно-методических комплексов нового поколения. 6. Важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания.
ПримерОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕРусский язык Пояснительная запискаВ системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.Основные цели изучения русского языка в школе:формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
ПримерОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕРусский язык Пояснительная запискаУказанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык».Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.
Коллеги!Ваш личный результат?
Фундаментальное ядро содержания общего образования(методологическая основа)Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах:а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования);б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы