Фундаментальное ядро предметной линии «Математика». Анализ примерной учебной программы для выделения содержания основных групп требований к условиям осуществления образовательного процесса.Галина Владимировна Хорева, к.п.н., доцент кафедры математики ДВГГУ
Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогов к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БОПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)
Цель занятия Освоение нового государственного заказа начальному образованию, оформленного как стандарт второго поколения, чтобы с его учётом выстраивать процесс обучения математике.
Примерные вопросы для обсуждения Ведущие целевые установки изучения математики в начальной школе.Фундаментальное ядро предмета «Математика».Программные требования к усвоению содержания математических знаний, умений и навыков, их глубина и объем.Широкая внутрипредметная интеграция содержания.Изменения в преподавании начального курса математики: предметное содержание, процесс его изучения, и то и другое, что еще?
Фундаментальное ядро содержания начального математического образования Фундаментальное ядро содержания математического образования определяет:систему ведущих идей, основных понятий, фактов, видов деятельности по предмету, необходимых Ребёнку в его повседневной жизни и достаточных для полноценного продолжения образования и личностного развития;состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов УД, адекватных требованиям ФГОС к результатам образования.Фундаментальное ядро содержания математического образования фактически определяет содержание учебной программы по предмету и организацию образовательной деятельности по предмету.
Примерная программа по математике представлена разделами: Пояснительная записка. Раскрывает:характеристику и место предмета математики в базисном образовательном плане,цели изучения математики; ценностные ориентиры содержания учебного предмета;варианты тематического планирования.Основное содержание представлено в двух частях: собственно содержание курса математики в начальной школе; основные виды учебной деятельности.Планируемые результаты обучения по математике.Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся.
В Пояснительной записке определяются следующие особенности учебного предмета: «математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при её изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений».К особенностям учебного предмета «Математика» относят широкую внутрипредметную интеграцию содержания арифметики, геометрии, начал алгебры, комбинаторики, истории математики.
Математика – особый язык описания окружающего мира.Важно понимать: математика описывает окружающий Ребёнка реальный мир физических предметов, но не сводится к нему.
Роль математики в общем развитии школьника. Начальное математическое образование способствует интеллектуальному развитию учащихся, воспитанию критичности мышления, интеллектуальной честности, привычки к продолжительной умственной деятельности, размышлениям и творчеству.
Цели курса «Математика» развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения; использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; освоение начальных математических знаний, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач средствами математики: вести поиск информации; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений; формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основное содержание обучения представлено разделами:«Числа и величины»,«Арифметические действия»,«Текстовые задачи»,«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,«Геометрические величины»,«Работа с данными». Преломление видов деятельности в предметном содержании отражено в тематическом планировании в графе «Характеристика деятельности учащегося»
Основные виды учебной деятельности Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Основные виды учебной деятельности Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Тематическое планирование представлено тремя вариантами с примерным распределением учебных часов по разделам курса:I-й вариант – базовый,II-й вариант – с углубленным изучением вопросов, связанных с геометрией (усилена геометрическая направленность курса);III-й вариант – ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с информацией; расширен раздел, посвященный работе с данными. В планировании каждого варианта представлены рубрики: «содержание курса», «тематическое планирование», «характеристика деятельности учащихся».Во всех трех вариантах уделяется внимание формированию и развитию общих учебных умений и способов познавательной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы по математике представлены: указанием ожидаемых результатов обучения (по разделам содержания) и показателями их достижения выпускниками начальной школы, моделями инструментария для оценки достижений.Планируемые результаты сопровождаются примерами учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых, а также задания, которые они могут выполнять самостоятельно и уверенно.
Программные требования к усвоению содержания математических знаний, умений и навыков, их глубина и объем: 1 уровень – содержание, подлежащее усвоению в начальных классах; 2 уровень – материал, расширяющий и углубляющий обязательное для усвоения содержание 1-го уровня; 3 уровень - материал, направленный на расширение математического кругозора учеников, на осознание содержания 1-го уровня, закладывающий фундамент успешного изучения математики в основной школе.
Планируемые результаты осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.);применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия;
Планируемые результаты моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.);выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок;осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
Предметный, межпредметный и надпредметный уровни решения задач отражены в планируемых результатах по математике как возможность сочетания в содержании математики обобщений разного уровня и формирования УУД.
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся в рамках изучения математики не носят обязательного характера, они являют собой возможный вариант использования обязательных дополнительных часов на внеклассную работу.
Сравнительная характеристика Примерных программ стандартов первого и второго поколения 1. Основные задачи начального математического образования на разных этапах развития начальной школы (Стандарты 2004 г., Стандарты второго поколения). Стандарт 2004: ориентация не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика. Определял минимум предметного содержания. Стандарт второго поколения: развитие личности ученика на основе освоения способов деятельности. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Главное – освоить виды математической деятельности.В чем принципиально изменились требования к результату?Как получить новый образовательный результат?
2. Основные разделы стандарта первого поколения и их характеристика. Разделы: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Основные разделы стандарта второго поколения. Разделы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Особенности содержания нового раздела «Работа с данными»: сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора, их дизайн (таблица). Интерпретация таблицы. Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, линейной, круговой.
Особенностью второго поколения стандартов является повышенное внимание к результатам начального обучения школьников. Результатами общеучебной подготовки являются способность проводить исследование предмета (явления, факта) с точки зрения его предметной сущности (числовые характеристики объекта, описание его пространственного расположения, соотношение частей и пр.); применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе полученных знаний, создания и применения моделей для решения учебных и практических задач, формулирования правил, составления алгоритмов; осуществление поиска необходимой информации, целесообразное ее использование и обобщение.
Результатами математической подготовки ученика являются его готовность к дальнейшему изучению курса, достижение необходимого (и соответствующего возрасту) уровня математического развития: осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры; моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).
Учебные достижения
Предметная компетентность Компетентность –способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами математики:распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета;формулировать эти проблемы на языке математики;решать эти проблемы, используя предметные знания и методы;анализировать использованные методы решения;интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Показатели образовательных достижений Интегральные показатели обученности по отдельным предметам (математическая грамотность).Динамика образовательных достижений.Сформированность УУД.Сформированность коммуникативных умений.Сформированность учебно-познавательных интересов. Установки и ценностные ориентации.
Устанавливая требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ, государство исходит из того, что единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие образовательной деятельности обретает смысл и ценность лишь постольку, поскольку направлено на выполнение образованием указанной миссии.
Задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факторов и условий. Задание: Ответьте на вопросы:Что необходимо Вам в первую очередь для качественного и результативного выполнения профессиональных обязанностей?Какие условия для успешной работы Вам необходимы?
Методическое обеспечениеДидактическое обеспечениеВозможность обмена опытомучастие в работе творческой группы в своём коллективе встречи с другими "мастерами", в том числе и других профессий Возможность для самообразования (время, место, научное и методическое обеспечение)Социокультурное продвижениеПозитивное стимулирование деятельностиЕдиномышленники и ученики, возможность быть наставникомВозможность спокойно работать, самостоятельно планировать деятельность
Важнейшими факторами и условиями являются: доступность требований стандартов, соответствие их познавательным возможностям основной массы учащихся;различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению;ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки учащихся;материально-технические, учебно-методические, информационные, финансово-экономические и кадровые ресурсы школы.
На помощь и взаимодействие с кем, какими организациями, ведомствами Вы рассчитываете?
Основные нормативные документы, содержащие критериальную базу, соответствующую Требованиям ФГОС, и определяющие Требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования:Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522);Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 № 731, от 26.01.2007 № 50);Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908).
Специалисты, реализующие ООП НОО: обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения ООП (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);способствуют освоению учениками высших форм игровой деятельности и создают комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности - игровой на учебную, превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
Специалисты, реализующие ООП НОО:формируют УД;создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка;поддерживают детские инициативы;создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя: – переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;– формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками; – формированию коммуникативной культуры учащихся.