«Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Левитская Алина Афакоевнадиректор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России
Российская гражданская нация — это территориально-политическое и национально-культурноесообщество
Российская гражданская нация
Федеральные государственные образовательные стандарты
Содержание обучения и воспитанияПоликультурное образованиеЕдиный федеральный государственный образовательный стандартСистема образованияСтруктура российской идентичности
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Проект № Ф-118 «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» изучение и обобщение опыта построения национальной (родной) школы в субъектах Российской Федерации;разработка Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации;разработка и апробация технологий формирования российской гражданской идентичности для системы дошкольного и общего образования;создание экспериментальных моделей поликультурного образования и организация их практической апробации в различных регионах страны;формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного образования
МИР РОССИЯ РЕГИОН этнокультурноенационально-региональноеобщероссийскоеобщечеловеческое
«Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, I, п. 6, абзац 4)
«Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения»(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, III, п. 19.3, абзац 4)
«Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности»»(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, III, п. 19.6, абзац 3)
Российская гражданская нация
Принципы поликультурного образования: принцип полилингвальности принцип преемственности принцип дифференциации и разнообразияпринцип креативностипринцип культурной ценностипринцип объемной (стереоскопической) картины мирапринцип вариативностипринцип этической актуальности
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ– это методологическая основа ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации », стр.11)
Принципы поликультурного воспитания: национально-культурная основагуманистическая открытостьличностная ориентированностьгражданская ответственностьцеленаправленная созидательная активностьорганизованное саморазвитие