Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы Микушева Татьяна Альбертовна, учитель русского языка, литературы и МХК МОУ «Технологический лицей»
Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций
Что не является критическим мышлением? 1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс; 2)пониманием сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. 3)творческое, или интуитивное, мышление.
Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.
Что же такое критическое мышление?Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Три стадии дидактического цикла:ВызовОсмыслениеРефлексия
? Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства? Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др. Печорин Холодный светский молодой человек Равнодушный Высокомерный Умный смелый офицер Живет для себя Не может любить (сомневаюсь) Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь) Что нового узнал? Хочу узнать Что знаю о герое? Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал»
«Инсерт» - прием маркировки текста. \"V\" - то, что известно; \"- - то, что противоречит представлениям читающих; \"+\" - то, что является новым; \"?\" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями
гостиная в стиле ампир истории паровых машин макетами вокзалов модель мироздания идолы религиозной живописи скелет кита восточные ткани лук с колчаном античная скульптура Музей как мировая история В.Набоков «Посещение музея»
Уроки внеклассного чтения Приём \"Чтение с остановками\" 1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос \"Что будет дальше и почему?\"
Прием «Предоположения» в рассказе В.Набокова «Посещение музея» Мое представление о музее История Древность Музейная пыль Тишина Туристы Картины и т.д. Каким оказался музей в рассказе? Маленький Старый Пыльный Скучный Странный Подозрительный
Р.Брэдбери «Время, вот твой полет» Будущее в рассказе Р.Брэдбери. Стерильный мир Порядок Все люди одинаковые. Нет семьи Нет праздников Нет каникул Подземные города Психовидение Трава и цветы из металла Нет живых зрелищ. и т.д. Мои предположения. Почему это произошло? Страх перед внешней опасностью. Последствия глобальной катастрофы. Желание построить новый идеальный мир. и т.д.
Письмо как вид рефлексии
Письмо Анны Сергеевны Одинцовой Аркадию Здравствуй, дорогой Аркадий! Хочу рассказать тебе о смерти Евгения Васильевича. Он был крайне не здоров, но держался молодцом. Надежды на выздоровление уже ни у кого не было. Евгений Васильевич сильно изменился, видно, что в дни болезни он много думал. По его речи было сложно узнать прежнего Базарова. Мне кажется, что смертельная болезнь проявила то, что таилось у него в душе…
Синквейн по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы» Каникулы Беззаботные, весенние, летние Гулять, купаться, играть Нужно быть всегда с людьми Счастье
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.Конфуций