Технология развития критического мышления через чтение и письмо Интерпретация теоретического опыта
Цель технологии РКМЧП: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Критическое мышление - это мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой;аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек
Ключевой тезис всей технологии «Конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности
Технологический алгоритм урока
Стадия вызова Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;Деятельность учащихся: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ;Возможные приёмы и методы: составление списка «известной информации»;предположение по ключевым словам;систематизация материала (кластеры, таблицы);верные и неверные утверждения;перепутанные логические цепочки и т.д.Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Стадия осмысления (реализация) Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»;Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации;Возможные приёмы и методы:маркировка с использованием значков «V», «+», «», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);ведение различных записей типа бортовых журналов;поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа); работа ведётся индивидуально или в парах
Стадия рефлексии Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы;написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе )Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально - в парах – группах.
Формы урока с использованием технологии РКМЧП
Приёмы и стратегии технологии РКМЧП Учимся воспринимать информацию;Учимся прогнозировать;Учимся работать с текстом;Учимся творчески интерпретировать информацию
К Л А С Т Е Р
«ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?Имена существительные изменяются по родам.Собственные имена существительные пишутся с большой буквы;В предложении существительное может быть сказуемым;Имена существительные изменяются по числам и падежам.
«Составление телеграммы, инструкции, памятки» Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева!
Р А Ф Т Р(оль) – от имени кого этот текст;А(удитория) – кому адресован текст;Ф(орма) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д.Т(ема) – о чём текст.Роль – Гаврила Андреевич, дворецкий.Аудитория – барыня.Форма – служебная записка.Тема – о дворнике Герасиме Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.
С И Н К В Е Й Н Бесконечная, числовая,Можно складывать, сравнивать.Отмечены положительные и отрицательные числа.Шкала.
С И Н К В Е Й Н Колумб,Лживый, бездушный,Командовал, торговал, обогащался.Делал всё для достижения цели.Авантюрист. Колумб,Смелый, настойчивый,Открывал, торговал, обогащал,Воссоединил мир и потряс человечество.Герой.
С И Н К В Е Й Н Критическое мышление.Знакомое и незнакомое.Сомневается, активизирует, анализирует.Нет предела совершенству и фонтануИдей.
С И Н К В Е Й Н Учитель.Внимательный, вдумчивый, размышляющий.Сидит, слушает и ждёт.Когда окончится эта пытка?Бедолага!
Ресурсы Интернета, накопленный материал Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ruМатериалы уроков Фестиваля педагогических идейhttp://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9Газета «Первое сентября»http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи».А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой».