ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
П.Ф. КАПТЕРЕВ ( 1849-1922 ) «.....СОЗДАВАТЬ У РЕБЕНКА ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО УЧАЩИЙСЯ САМ В СОСТОЯНИИ ВЫРАБАТЫВАТЬ СУБЪЕКТИВНО НОВЫЕ ЗНАНИЯ»
ДУМАТЬ КРИТИЧЕСКИ ЭТО : Проявлять любознательностьИспользовать исследовательские методыСтавить перед собой вопросыОсуществлять планомерный поиск ответовВскрывать причины и последствия фактовСомнение в общепринятых истинахВыработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводамиВнимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОцениваниеОткрытость новым идеямСобственное мнениеРефлексия собственных суждений
НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ Применять в спорах аргументыСмотреть на старые идеи с новой точки зренияОтличать факты от предположенийРазличать обоснованные и необоснованные оценкиВыделять причинно-следственные связиВидеть несообразности и ошибки в изучаемом материале
НОВОЕ В ПОНИМАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Открытость для новых идейСтремление к избеганию ошибок в собственных сужденияхЗнание разницы между возможно правильным и неправильнымОсознание своего непониманияРазграничение обоснованных и необоснованных ошибок
ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, ОНА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РОССИИ Известна в России с 1997 годаПроект института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления» Руководитель проекта Сергей Заир-БекПроект реализуется более, чем в 16 странах мира
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КМ Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК - НАУЧИТЬСЯ КРИТИЧЕСКИ И ПРОДУКТИВНО ПРОСЕИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Три фазы:ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИРЕФЛЕКСИЯ
НА СТАДИИ ВЫЗОВА Активное участие в анализе собственных знаний по заданной темеПолученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знанийОпределение цели предлагаемой темы
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Контакт с новой информацией или идеями.Главная задача: поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданные во время стадии вызова
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения Обобщение приобретенных знаний
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ Разбивка на кластерыСинквейнЗнаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-УВзаимообучениеРазработки для самостоятельных занятийДвойные дневникиОставьте за мной последнее словоПятиминутное эссеМодельные уроки: - Чтение со стопами - 6 шляп критического мышления - Зигзаг и т.д.
РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ Помогает учащимся свободно и открыто думать по заданной темеИспользуется как на стадии вызова, так и рефлексииДает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме
Как сделать разбивку на кластеры? 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями.4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА 1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте.2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.3. Не переставайте писать, пока не выйдет время.4. Постарайтесь построить как можно больше связей.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ Когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна быть выбрана тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации.
СИНКВЕЙН Цель: - научить резюмировать информацию, излагать идеи, чувства в нескольких словах. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк (франц.)
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1. В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным ).2. Вторая строчка – описание темы в двух словах – прилагательных.3. Третья строчка – описание действия тремя словами.4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме.5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Прием «Пометки на полях»( ИНСЕРТ ) Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.Познакомить учеников с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует абзацы или предложения.
МАРКИРОВОЧНЫЕ ЗНАКИ V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА+ - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ- - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙЗавершение работы – устное обсуждение
ЧТЕНИЕ СО СТОПАМИ ОСОБЕННОСТИ В ТКМ:ЧИТАЕТСЯ ДОЗИРОВАННОПОСЛЕ КАЖДОЙ СМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ ДЕЛАЕТСЯ ОСТАНОВКАВО ВРЕМЯ «СТОПА» ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА, ИЛИ ПОИСК ОТВЕТОВ НА ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ
ПРИЕМ «ЗНАЕМ, ХОТИМ УЗНАТЬ, УЗНАЛИ» Составление маркировочной таблицы
ЛИТЕРАТУРА 1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке.- Просвещение, 20002. Муштавинская, И.В. Технология коаритического мышления; нучно-методическое осмысление // Методист. – 2002. - № 23. Хуртова, Т.В. Обучающие семинары,-Учитель,- Волгоград
DER WEG Bestelladresse:Der WegAndoverstrasse 7747574 GochDeutschland Internet: bestellung.derweg.org