Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж . Тэрбер
Верите ли вы, что…
О чем это мы?... Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. …
Технология опыта: Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста.
Как организовать осмысленное обучение Правило «3-х П»ПознакомитьсяПонять Применять
Роль учителя Традиционный урокинформирующая (рассказать);контролирующая (заставить выучить);оценивающая (оценить усердие).Урок, построенный в ТРКМнаправляет усилия учеников в определённое руслосталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Через ТРКМ формируются:
Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала)Приемы: «Мозговой штурм», «Версии»Вторая стадия- осмысление нового материалаПриемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал)Третья стадия – размышление (рефлексия) Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
Технологические этапы
Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквейнПравила написания синквейна:Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
синквейн Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует,Солнце очень горячее тело. Шар.Солнце,Раскаленное, газообразное,Излучает,нагревает, обжигает,Солнечное излучение несет энергию.Звезда.
Работа с литературоведческими терминами (прием: синквейн)Сентиментализм.Идеальный, естественный, грустный.Размышлять, представить, подражать.Протест против испорченности аристократического общества.Чувства.
Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг